Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания
9
Возможна и такая ситуация: при отсутствии общенародного кон-
цепта наличие в сознании отдельных людей или групп людей кон-
цептов, свойственных концептосфере других народов (ср. западное
понимание демократии, прав личности, закона, толерантности и
мн. др. в сознании ряда российских политических деятелей и сторон-
ников либеральных политических взглядов).
Наиболее надежный способ выявления невербализованных кон-
цептов — контрастивные исследования, позволяющие обнаружить
единицы, не имеющие переводных соответствий, в одном из языков.
В русском языке при сравнении с английским языком выявляется
отсутствие обозначения для следующих концептов:
flap
— «всякий нависающий над краем чего-либо предмет»;
pet
— «животное, которое держат дома для забавы»;
fortnight
— «вечер пятницы, суббота и воскресенье»;
abseil
— «двухнедельный период времени»;
accept
— «отнестись благосклонно»;
acclaim
— «бурно аплодировать, шумно приветствовать»;
acephalous
— «спускаться с крутизны на веревке»;
exposure
— «выжженный солнцем»;
afterthought
— «мысль, пришедшая позднее»;
exeat
— «разрешение на отлучку в университете или монастыре»;
ess
— «крутой изгиб дороги в виде буквы «S»;
educrat
— «бюрократ от образования»;
advisee
— «спрашивающий совета, обращающийся за советом»
и др. [7, с. 80, 81].
Итак, если установление национальной специфики концептов
требует описания концептов двух культур и сопоставления этих кон-
цептов по составу когнитивных признаков и их статусу, яркости в
структуре концепта, то выявление безэкивалентных, эндемичных
концептов требует тщательного когнитивного, культурологического
и исторического анализа.
Структура концепта
сложна. К ней можно отнести:
● всё, что относится к строению понятия;
● то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимоло-
гия); история, сжатая до основных признаков содержания; современ-
ные ассоциации; оценки, коннотации.
Концепт имеет слоистое строение, его слои являются результа-
том, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из
исторически разных слоев, отличных и по времени образования, и по
происхождению, и по семантике. И его структура включает в себя:
● основной (актуальный) признак;
● дополнительный (пассивный, исторический) признак;
● внутреннюю форму (обычно не осознаваемую). Внутренняя
форма, этимологический признак, или этимология, открываются