Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания
13
народа.
Культурно-ориентированное обучение русскому языку как ино-
странному является наиболее перспективным в современной методи-
ке преподавания. Обучение иностранному языку в контексте культу-
ры представляет собой сложную систему. Общепризнанным является
мнение, что система преподавания любого иностранного языка
должна включать в себя «культурный компонент», назначением ко-
торого является знакомство учащихся с базовыми духовными ценно-
стями, этнопсихологическими особенностями и поведенческими (ре-
чеповеденческими) стереотипами его носителей. Лингвоконцептоло-
гическая методология заключается в «погружении» языкового со-
знания иностранных студентов в концептосферу русского языка.
Необходимо создать в их сознании целостную модель этнокультур-
ных знаний о русской культуре и русском языке путём синтеза уже
имеющихся разрозненных лингвокультурологических представле-
ний. При такой методике обучения в процессе взаимодействия раз-
ных культур возникает диалог (полилог) культур и их концептосфер.
Это даёт студенту понимание того, что культура, познаваемая через
язык, и язык, изучаемый через культуру, не существуют изолировано
от его родных языка и культуры. Таким образом, получает практиче-
ское подтверждение лингводидактический тезис, утверждающий, что
обучение русскому языку как средству коммуникации между пред-
ставителями разных народов и культур должно осуществляться в
проекции на родные для студента-иностранца язык и культуру.
Языковая личность есть активное начало, являющееся связующим
звеном в формуле «система — реализация — текст». Такая установка
на понимание объекта исследования в современном языкознании вле-
чет за собой диалектический переход от изучения собственно процесса
речевой деятельности человека к изучению ее истоков, причин, что
должно включать и созидательные, познавательные аспекты этого
процесса. От статистического перечисления языковых средств, выра-
жающих определенные эмоционально-психологические и интеллекту-
ально-оценочные состояния говорящего (досада, радость, заинтересо-
ванность, сомнение, убежденность, раздражение и т. п.) происходит
переход к динамическому изучению комплекса языковых средств, ха-
рактеризующих способы познания человеком окружающего мира. Со-
здается новая общая теория языка, которая рассматривает его не как
систему формальных ресурсов, а встраивает в модель когнитивные,
познавательные, коммуникативно-деятельностные стороны его бытия
и функционирования вместе с его носителем.