Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания
11
стические словари, при этом словарную дефиницию можно принять
за ядро концепта;
3) учесть особенности этимологии;
4) поскольку словарные толкования дают лишь самое общее
представление о значении слова, а энциклопедические словари —
о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контек-
сты: поэтические, научные, философские, публицистические, посло-
вицы и поговорки и т. д.;
5) полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоци-
ативных связей ключевой лексемы (ядра концепта), например, анали-
зируя концепт «время», устанавливаем его тесную связь с концептом
«будущее»;
6) если для анализа выбран важный концепт культуры, то он
должен быть многократно повторен и проинтерпретирован в живо-
писи, музыке, скульптуре и т. д.
Основными приемами лингвокогнитивного описания концептов
через анализ языковых данных являются:
1. Определение ключевого слова, представляющего данный кон-
цепт в языке, базовых языковых репрезентаций концепта («имени»
заданного концепта).
2. Построение и анализ семантемы ключевого слова, вербализу-
ющего концепт в языке (анализ словарных толкований в словарях
разных типов).
3. Анализ лексической сочетаемости ключевого слова, чтобы
установить важнейшие черты соответствующего концепта.
4. Изучение многозначности слова в процессе ее развития: анализ
очередности появления новых значений слова позволяет установить
определяющие это развитие черты изучаемого концепта.
5. Построение лексико-фразеологического поля ключевого слова:
анализ синонимов и антонимов ключевого слова, определение его
гиперонима (гиперóним — слово с более широким значением, выра-
жающее общее, родовое понятие, название класса (множества) пред-
метов (свойств, признаков) и согипонимов (каждое из слов, имеющих
общий гипероним).
6. Построение и изучение деривационного поля ключевой лексемы.
7. Построение лексико-грамматического поля ключевого слова.
8. Применение экспериментальных методик (этот прием, несо-
мненно, заимствован у психолингвистов, для которых эксперимен-
тальные методы являются ключевыми).
9. Анализ паремий и афоризмов, в которые входит как изучаемое
ключевое слово, так и оценки называемого им концепта, даже если
самого имени концепта там и нет (этот прием хорошо показывает
народное осмысление того или иного явления).