Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания и её лингводидактическая интерпретация - page 12

Г.И. Баранникова
12
10. Анализ художественных текстов для выявления таких при-
знаков, которые приобрели в составе концепта символический
смысл; а также для выявления индивидуально-авторских концептов
в художественных произведениях, описание которых позволяет
глубже понять особенности мировидения писателя.
11. Анализ устного, разговорного словоупотребления.
12. Описание концепта как набора признаков, необходимых и до-
статочных для включения его в некий логический класс (например,
класс деревьев или класс птиц).
Очевидно, что чем больше из вышеперечисленных методов и
приемов использует исследователь, тем больше признаков концепта
он выявит и тем ближе к истине будет построенная им модель кон-
цепта. При этом лингвисты-когнитологи также признают, что любое
представление о содержании концепта в сознании носителей языка,
полученное при анализе всей совокупности языковых средств выра-
жения концепта и текстов, в которых раскрывается его содержание,
нельзя считать полным, так как ни один концепт не отражается в ре-
чи полностью вследствие того, что:
1) концепт — результат индивидуального познания, обобщения,
категоризации, а индивидуальное всегда требует комплекса средств
для своего полного выражения;
2) концепт не представляет собой жестко структурированную
объемную единицу, целиком выразить его невозможно;
3) ни один исследователь и ни один лингвистический анализ не
может выявить и зафиксировать, а затем проанализировать полно-
стью все средства языковой и речевой репрезентации концепта, все-
гда что-то остается неучтенным.
Итогом лингвокогнитивного исследования должна стать «когни-
тивная интерпретация» полученных лингвистических результатов,
которая предполагает моделирование структуры концепта по резуль-
татам описания средств его языковой объективации. Данная методи-
ка осуществляет когнитивное обобщение результатов лингвистиче-
ского описания языковых средств, вербализующих концепт: факты
языкового сознания, выявленные различными лингвистическими и
психолингвистическими методами, обобщаются и интерпретируются
как факты когнитивного сознания.
Результатами когнитивной интерпретации являются:
● описание структуры концепта, т. е. когнитивных слоев, вычле-
няющихся в них когнитивных секторов и образующих их когнитив-
ных признаков;
● ядерно-периферийное упорядочение слоев концепта;
● описание интерпретационного поля как совокупности концеп-
туальных (ментальных и оценочных) стереотипов, утверждений,
вытекающих из понимания и интерпретации концепта сознанием
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16
Powered by FlippingBook