Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания и её лингводидактическая интерпретация - page 5

Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания
5
Д.С. Лихачев примерно в это же время использовал понятие
«концепт» для обозначения обобщенной мыслительной единицы, ко-
торая отражает и интерпретирует явления действительности в зави-
симости от образования, личной истории, профессионального и со-
циального опыта носителя языка и, являясь своего рода обобщением
различных значений слова в индивидуальном сознании носителей
языка, позволяет общающимся преодолевать существующие между
ними различия в понимании слов. Концепт, по Д.С. Лихачеву, не
возникает из значений слов, а является результатом столкновения
усвоенного значения с личным жизненным опытом говорящего. Кон-
цепт в этом плане, по Д.С. Лихачеву, выполняет заместительную
функцию в языковом общении [3, с. 281].
Е.С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Кон-
цепт — оперативная единица памяти, ментального лексикона, кон-
цептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант зна-
ния. Самые важные концепты выражены в языке» [4, с. 90].
Анализ различных определений показывает, что понимание тер-
мина «концепт» в современной лингвистике вариативно. Существует
как узкое (В.В. Красных) понимание термина «концепт» ([нацио-
нальный] концепт — самая общая, максимально абстрагированная,
но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшая-
ся когнитивной обработке идея «предмета» в совокупности всех ва-
лентных связей, отмеченных национально-культурной маркирован-
ностью), так и более широкое (В.И. Карасик, Ю.С. Степанов,
Е.С. Кубрякова). Бесспорным признается лишь то положение, что
концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не
только описательно-классифицированые, но и чувственно-волевые и
образно-эмпирические характеристики. Концепты не только
мыслят-
ся
, но и
переживаются
[5, с. 44].
Обзор современной научной литературы показывает, что до сих
пор продолжается полемика по следующим вопросам теории концепта:
1. Не является до конца определённым вопрос о дефиниции поня-
тия «концепт».
2. Не решён вопрос о количественном составе концептов.
Если А. Вежбицкая фундаментальными для русской культуры
считает всего три концепта («судьба», «тоска» и «воля»), то
Ю.С. Степанов полагает, что их число достигает четырех-пяти десят-
ков. Это «вечность», «закон», «беззаконие», «слово», «любовь», «ве-
ра» и др. Концептуальная система опирается на существование этих
первичных концептов, из которых развиваются все остальные. Наблю-
дения других исследователей показывают, что число концептов пре-
вышает несколько сотен. А З.И. Кирнозе утверждает, что определение
точного круга национальных концептов — задача неразрешимая.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook