Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания и её лингводидактическая интерпретация - page 1

1
УДК 378:808.2
Антропоцентрическая парадигма гуманитарного
знания и её лингводидактическая интерпретация
© Г.И. Баранникова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследуется современный этап развития гуманитарного научного знания, рас-
сматривается понятие антропоцентрической парадигмы. Анализируется основ-
ное понятие лингвокультурологии — «концепт» — и его ключевое значение для ме-
тодики преподавания иностранных языков. Формулируются новые задачи мето-
дики преподавания русского языка как иностранного в целях формирования би-
культурной языковой личности иностранного учащегося.
Ключевые слова:
антропоцентрическая парадигма, лингвокультурология, кон-
цепт, методика преподавания иностранного языка, языковая личность, модель
концептосферы русского языка.
Языкознание, как и все науки, развиваясь, проходит различные
этапы. Т. Кун — американский историк и философ науки XX века,
изучая периодичность развития науки, в труде «Структура научных
революций» ввёл термин «парадигма научного знания». По его мне-
нию, научное знание развивается скачкообразно, посредством науч-
ных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках опре-
делённой
парадигмы
— исторически сложившейся системы воззре-
ний. Научная революция — это смена научным сообществом объяс-
няющих парадигм. Каждое научное явление поддаётся объяснению с
позиций господствующей теории. Парадигма — это
научные дости-
жения
,
признанные
всеми членами научного сообщества и являющи-
еся моделью постановки проблем и их решения. Парадигмы включа-
ют законы, теории, способы применения, необходимое оборудование.
Формальными признаками научного сообщества является наличие
концептуальных моделей, общих утверждений, ценностных устано-
вок, образцов решения конкретных задач и проблем. Это означает
подход к науке как традиции.
Т. Кун отмечал, что в области гуманитарных наук не наблюдает-
ся научного консенсуса, существует множество методологических
направлений в результате объективных причин: прежде всего слож-
ности объектов исследования (человек, язык, общество, культура
и т. д.), которые требуют многопланового толкования. Развивая идеи
Т. Куна, высказанные в ХХ веке, современные ученые приходят к
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...16
Powered by FlippingBook