Антропоцентрическая парадигма гуманитарного знания
3
Ключевой идеей современной лингвистики является идея антро-
поцентричности языка, что привело к появлению антропоцентриче-
ской парадигмы. Антропоцентрическая парадигма — это переключе-
ние интересов исследователя с объектов познания на субъекта, т. е.
анализируется человек в языке и язык в человеке, поскольку, по сло-
вам И.А. Бодуэна де Куртэне, «язык существует только в индивиду-
альных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или осо-
бей, составляющих данное языковое общество» [1, с. 59, 60]. Целью
лингвистического анализа уже не может считаться просто выявление
различных характеристик языковой системы. С позиций антропоцен-
трической парадигмы человек познает мир через осознание себя, своей
идеальной и материальной деятельности в нем. Существуют много-
численные лингвистические доказательства, что мир воспринимается
нами сквозь призму человека. Например, метафоры типа:
игольное уш-
ко
,
снег укутал деревья
,
сердце города
,
вода хлестала
,
память компь-
ютера
,
матушка-зима
,
идут года
,
ветер свистит
.
С формированием антропоцентрической парадигмы в центре вни-
мания лингвистического анализа — человек и его существование в
культуре, т. е. языковая личность во всем ее многообразии: Я — физи-
ческое, Я — социальное, Я — интеллектуальное, Я — эмоциональное,
Я — речемыслительное. Текст как продукт деятельности человека есть
результат динамики человеческой мысли и выражает внутренние миры,
представленные различными способами с помощью языковых ресурсов.
Основными направлениями современной лингвистики в рамках
антропоцентрической парадигмы являются когнитивная лингвистика
и лингвокультурология.
Ключевые понятия когнитивной лингвистики — это понятие ин-
формации и её обработки человеческим разумом; понятия структур
знания и их репрезентации в сознании человека и языковых формах.
Когнитология, а в её составе когнитивная лингвистика, когнитивная
психология и когнитивная социология пытается ответить на вопрос
об организации человеческого сознания, способах познания мира че-
ловеком, получения им знаний, строения внутреннего мыслительного
пространства.
Лингвокультурология — новая научная дисциплина синтезирую-
щего типа, самостоятельное направление лингвистики, оформившееся
в 90-е годы XX в. Термин «лингвокультурология» появился в послед-
нее десятилетие в связи с исследованиями фразеологической школы,
возглавляемой В.Н. Телия, работами Ю.С. Степанова, А.Д. Арутюно-
вой, В.В. Воробьева, В.М. Шаклеина, В.А. Масловой и других ученых.
Если культурология исследует культуру как структурную целостность,
выявляет закономерности её развития, ставит задачи нахождения об-
щих характеристик её бытия, системнного анализа ее развития, языко-
знание анализирует мировоззрение, которое отображается и фиксиру-