Г.И. Баранникова
4
ется в языке в виде ментальных моделей языковой картины мира, то
лингвокультурология рассматривает и язык, и культуру, находящиеся
в диалоге, взаимодействии.
Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры. Это
определенное видение мира сквозь призму национального языка, когда
язык выступает как выразитель особой национальной ментальности.
Предметом исследования лингвокультурологии являются единицы
языка, которые приобрели образное, символическое значение в культу-
ре, зафиксированное в мифах, легендах, обрядах, фольклоре, религиоз-
ных текстах, фразеологических и метафорических оборотах, символах,
пословицах и поговорках, речевом этикете, поэтических и прозаиче-
ских текстах. Методы этой научной дисциплины — совокупность ана-
литических приемов, операций и процедур, используемых при анализе
взаимосвязей языка и культуры: описание и классификация; открытое
интервью; лингвокультурологический анализ текстов, которые являют-
ся хранителями культуры. В целом эта дисциплина в настоящее время
находится на стадии становления. Не существует единого мнения от-
носительно статуса, предмета и методов лингвокультурологии.
Особую актуальность приобретают лингвокультурологические
исследования в межкультурной коммуникации. Они ориентируют на
изучение культуры другого народа через его язык, осознание нацио-
нального своеобразия и самобытности, которые отражены в языке.
Утверждение в науке понятия «концепт» позволяет с новых позиций
рассматривать закономерности и особенности корреляции языка, со-
знания и культуры, а следовательно, и новые аспекты взаимодей-
ствия когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, психологии,
культурологии, философии. Результаты научных исследований по-
следних лет настоятельно требуют перестройки и в методике препо-
давания иностранных языков.
Категория «концепт» фигурирует сегодня в исследованиях фило-
софов, логиков, психологов, культурологов и формируется под влия-
нием толкований в различных науках. В настоящее время именно
«концепт» является ключевым понятием когнитивной лингвистики и
культурологии. Однако несмотря на то что этот термин можно счи-
тать для современной науки утвердившимся, его содержание очень
существенно варьирует в трудах разных научных школ и отдельных
ученых. Дело в том, что «концепт» — категория мыслительная, нена-
блюдаемая, и это дает большой простор для её дефиниции.
Впервые в отечественной науке термин «концепт» был употреб-
лен С.А. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Ученый определил кон-
цепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мыш-
ления неопределенное множество предметов, действий, мыслитель-
ных функций одного и того же рода (концепты «растение», «спра-
ведливость», математические концепты) [2, с. 4].