Г.И. Баранникова
10
лишь исследователям, для остальных они существуют опосредован-
но, как основа, на которой возникли и держатся остальные слои зна-
чений.
Лингвокультурный концепт многомерен, что обусловливает воз-
можность различных подходов к определению его структуры. Каж-
дый концепт, как сложный ментальный комплекс, включает помимо
смыслового содержания еще и
оценку
,
отношение человека
к тому
или иному отражаемому объекту и другие компоненты:
● общечеловеческий, или универсальный;
● национально-культурный, обусловленный жизнью человека в
определенной культурной среде;
● социальный, обусловленный принадлежностью человека к
определенному социальному слою;
● групповой, обусловленный принадлежностью языковой лично-
сти к некоторой возрастной и половой группе;
● индивидуально-личностный, формируемый под влиянием лич-
ностных особенностей — образования, воспитания, индивидуального
опыта, психофизиологических особенностей.
Традиционные единицы когнитивистики (фрейм, сценарий,
скрипт и т. д.), обладая более четкой, нежели концепт, структурой,
могут использоваться исследователями для моделирования концепта.
В широком смысле структуру концепта можно представить в ви-
де круга, в центре которого лежит основное понятие — ядро концеп-
та, а на периферии находится все то, что привнесено культурой, тра-
дициями, народным и личным опытом.
Следовательно, концепт — многомерное образование, включаю-
щее в себя не только понятийно-дефиниционные, но и коннотатив-
ные, образные, оценочные, ассоциативные характеристики, которые
должны быть учтены при его описании.
При описании концепта выделяют ядро и периферию. Ядро —
это словарные значения той или иной лексемы. Именно материалы
толковых словарей предлагают исследователю большие возможно-
сти в плане раскрытия содержания концепта, в выявлении специфи-
ки его языкового выражения. Периферия же — субъективный опыт,
различные прагматические составляющие лексемы, коннотации и
ассоциации.
Для установления смыслового объема концепта нужно сделать
следующее:
1) определить референтную ситуацию, к которой принадлежит
данный концепт (при исследовании художественного текста эта опе-
рация производится на его основе);
2) установить место данного концепта в языковой картине мира и
языковом сознании нации, используя энциклопедические и лингви-