Г.И. Баранникова
6
3. Находится в процессе обсуждения вопрос о соотношении тер-
минов
«концепт
—
понятие
—
значение»
. Сейчас стали достаточно
четко дифференцировать термины «понятие» и «концепт», ибо это хо-
тя и однопорядковые, но не равнозначные категории. Многие лингви-
сты считают концепт значительно более широким понятиям, чем лек-
сическое значение (В.И. Карасик, С.А. Аскольдов). Другие исследова-
тели считают, что концепт соотносится со словом в одном из его зна-
чений (Д.С. Лихачев, В.П. Москвин). Различая и разводя указанные
термины (
«
концепт
»
,
«
значение
»
,
«
понятие
»
), исследователи подчёр-
кивают, что термин «значение» уходит на периферию лингвистиче-
ских исследований, уступая место другому — «концепт», так до конца
и не выяснив отношений с вытеснившим его концептом [6, с. 26].
4. Не определён до конца принцип описания концепта. Между
тем корректное описание концепта в прикладных целях представляет
собой базу для методических разработок: создания стратегий обуче-
ния, написания учебных пособий.
Вопрос о
типологии концептов
— один из первых теоретических
вопросов, поставленный когнитивной лингвистикой в процессе ее
становления. Поиски определения концепта, его ментальной специ-
фики были тесно связаны с проблемой классификации концептов, ко-
торой исследователи уделяли большое внимание.
Интенсивное развитие когнитивной лингвистики, теоретическое
осмысление понятия «концепт» и типологии концептов привело иссле-
дователей к пониманию того, что «концепт» представляет собой зон-
тичный термин, объединяющий разные виды ментальных явлений,
функцией которых является структуризация знаний в сознании челове-
ка.
Выработано понимание того, что
концепты — это единицы мыш-
ления, которые по своему содержанию и организации могут быть
весьма различны при сохранении своих основных функций — структу-
рировать знания, выступать единицами мыслительного процесса
.
Типология концептов возможна и необходима в силу того, что
различаются типы знания, представляемые концептами. В связи с
этим многообразны и классификации концепта:
1) по типу отражаемого знания разграничивают мыслительные
картинки, схемы, гиперонимы, фреймы, инсайты, сценарии, калейдо-
скопические концепты и т. д.
2) по языковой объективированности для человека концепты
можно подразделить на:
• вербализованные, имеющие в системе регулярные языковые
средства выражения, регулярно реализующиеся в коммуникативном
процессе в данной языковой форме;