Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 9
ученые. Важнейшей задачей академии был перевод на арабский язык
индийских и греческих трудов по астрономии, математике, меди-
цине, алхимии, философии. В Византию была отправлена специаль-
ная делегация с целью получить ценные греческие рукописи. Главой
переводчиков «Дома мудрости» был Хунайн ибн Исхак ал-Ибади,
знавший четыре языка и получавший вознаграждение золотом, зави-
сящее от веса переведенных трудов. При аль-Мамуне в 829 г. была
построена обсерватория в багдадском пригороде [4].
Работа по переводу античных текстов сопровождалась обогаще-
нием арабского словаря и разработкой философских и научных тер-
минов, соответствовавших греческим понятиям. Арабам удалось
ассимилировать значительную часть греческой культуры. Помимо
этого они установили связи с Индией и Китаем. В IX в. известный
математик аль-Хорезми (780–850) начал использовать индийские,
или, как мы их называем, арабские, цифры. В VIII в. арабы научились
у китайцев изготовлению бумаги. В Х в. использование бумаги для
книг заменило пергамент. В Европе же производство бумаги нача-
лось в середине XII в. Его основали испанские арабы. Интенсивный
перевод иноязычных текстов привел к появлению в X–XI вв. по все-
му исламскому миру сотен библиотек с огромными книжными собра-
ниями. Библиотека в Багдаде насчитывала около 100 000 рукописей.
Для сравнения: в XVI в. Сорбонна имела всего 2000 манускриптов,
примерно столько же находилось в Ватиканской библиотеке [8, с. 251].
Арабский философ и врач ар-Рази (865–925/934) был первым, кто
лечил такие детские болезни, как корь и ветряная оспа. Ибн Сина,
или Авиценна (980–1037), произвел синтез лучших достижений гре-
ческой и арабской медицины в своем труде «Канон врачебной
науки». Показательно, что этот труд использовался в европейских
университетах до XVI в. как основной учебник по медицине. Альха-
зен (ибн аль-Хайсам) (965–1039) в работе «Сокровище оптики» со-
вершил настоящий прорыв в этой науке. Он изучал линзы, сфериче-
ские и параболические зеркала, сделал точнейший анализ строения и
функционирования глаза, предложил изготовлять линзы из хрусталя
для увеличения изображений, оказал влияние на таких западных уче-
ных, как Р. Бэкон, И. Кеплер, И. Ньютон. Ибн аш-Шатир (ум. 1375)
так развил птолемееву систему, что она оказалась математически эк-
вивалентной более поздней коперниканской системе. Ибн Юлас
(950–1009) создал труды по тригонометрии и положил начало этой
отрасли математики [10, с. 84].
Во многих областях науки — математике, медицине, оптике,
астрономии — арабы занимали ведущее положение. Это произошло
благодаря арабскому ответу на вызов Аполлона. Помимо уже отме-
ченных компонентов этого ответа — поощрения и финансирования