Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
8
Гуманитарный вестник
# 4·2016
закрывает платоновскую Академию. Афинские философы подверга-
ются изгнанию, а имущество школ — конфискации. С тех пор Афи-
ны утратили значение культурного центра и превратились в глухой
провинциальный город. После массового закрытия философских школ
многие философы — основные носители рационального знания —
переместились на Восток. В Египте, Сирии, Ираке и Иране, освобо-
дившихся от римского владычества и вскоре попавших под власть
арабских династий, философское знание нашло благодатную почву
для своего развития. Налицо два разных ответа на вызов Аполлона,
данных разными цивилизациями. На Западе вызов Аполлона про-
явился в непримиримой конфронтации философского знания и рели-
гии. Юстиниан I и его сподвижники, искореняя язычество, дали не-
адекватный ответ, в результате чего большая часть греческого фило-
софского и научного наследия была утрачена в период между
падением Римской империи и культурным ренессансом XIII–XIV вв.
Однако античная рациональная мысль в «темные века» была транс-
плантирована в другую культуру. Политическая элита Востока дала
сильный ответ на вызов Аполлона, связанный с необходимостью
усвоения и творческого развития эллинистического наследия. Благо-
даря ему возникла интеллектуальная арабоязычная традиция, которая
вплоть до научной революции XVI–XVII вв. доминировала в культу-
ре большей части мира.
Персидский шахиншах Хосров I (501–579), покровительствовав-
ший наукам и искусствам, оказал гостеприимство изгнанным фило-
софам платоновской Академии, среди которых были Н. Дамасский,
Симпликий и др. Хосров I основал первую в Иране научную школу в
городе Гондишапур. В ней в основном изучали философию и меди-
цину. На пехлеви были переведены труды Гиппократа, Галена, логи-
ческие трактаты Аристотеля. В империи Сасанидов неоплатонизм
получил широкое распространение благодаря тому, что Хосров I был
горячим поклонником этой греческой философии. Однако при всем
множестве переводов список их по тематике довольно узок — пере-
водились и комментировались практически одни и те же тексты. Но
настоящий прорыв в освоении греческой культуры начинается с во-
царения в Багдаде династии Аббасидов и связан с именами Харун ар-
Рашида (763/766–809) и аль-Мамуна (786–833).
Аль-Рашид основал в Багдаде большой университет и библиоте-
ку, поощрял занятия наукой, поэзией и музыкой. Халиф активно
поддерживал ученых, изучающих греческий язык и переводивших
греческие философские труды. Он также посылал людей на Запад для
приобретения греческих манускриптов. Его сын аль-Мамун привлек
к управлению государством ученых и основывал в Багдаде «Дом
мудрости», в который со всего халифата были призваны выдающиеся