Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

8

Гуманитарный вестник

# 4·2016

закрывает платоновскую Академию. Афинские философы подверга-

ются изгнанию, а имущество школ — конфискации. С тех пор Афи-

ны утратили значение культурного центра и превратились в глухой

провинциальный город. После массового закрытия философских школ

многие философы — основные носители рационального знания —

переместились на Восток. В Египте, Сирии, Ираке и Иране, освобо-

дившихся от римского владычества и вскоре попавших под власть

арабских династий, философское знание нашло благодатную почву

для своего развития. Налицо два разных ответа на вызов Аполлона,

данных разными цивилизациями. На Западе вызов Аполлона про-

явился в непримиримой конфронтации философского знания и рели-

гии. Юстиниан I и его сподвижники, искореняя язычество, дали не-

адекватный ответ, в результате чего большая часть греческого фило-

софского и научного наследия была утрачена в период между

падением Римской империи и культурным ренессансом XIII–XIV вв.

Однако античная рациональная мысль в «темные века» была транс-

плантирована в другую культуру. Политическая элита Востока дала

сильный ответ на вызов Аполлона, связанный с необходимостью

усвоения и творческого развития эллинистического наследия. Благо-

даря ему возникла интеллектуальная арабоязычная традиция, которая

вплоть до научной революции XVI–XVII вв. доминировала в культу-

ре большей части мира.

Персидский шахиншах Хосров I (501–579), покровительствовав-

ший наукам и искусствам, оказал гостеприимство изгнанным фило-

софам платоновской Академии, среди которых были Н. Дамасский,

Симпликий и др. Хосров I основал первую в Иране научную школу в

городе Гондишапур. В ней в основном изучали философию и меди-

цину. На пехлеви были переведены труды Гиппократа, Галена, логи-

ческие трактаты Аристотеля. В империи Сасанидов неоплатонизм

получил широкое распространение благодаря тому, что Хосров I был

горячим поклонником этой греческой философии. Однако при всем

множестве переводов список их по тематике довольно узок — пере-

водились и комментировались практически одни и те же тексты. Но

настоящий прорыв в освоении греческой культуры начинается с во-

царения в Багдаде династии Аббасидов и связан с именами Харун ар-

Рашида (763/766–809) и аль-Мамуна (786–833).

Аль-Рашид основал в Багдаде большой университет и библиоте-

ку, поощрял занятия наукой, поэзией и музыкой. Халиф активно

поддерживал ученых, изучающих греческий язык и переводивших

греческие философские труды. Он также посылал людей на Запад для

приобретения греческих манускриптов. Его сын аль-Мамун привлек

к управлению государством ученых и основывал в Багдаде «Дом

мудрости», в который со всего халифата были призваны выдающиеся