Previous Page  15 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 15

ляры отстаивали, используя ту важную роль, которую университет иг-

рал в жизни города. «Для решения возможных проблем с городской

общиной у студентов также был мощный механизм воздействия —

переселение в другой город. Переселение или угроза переселения

служили обыкновенно для школяров самым острым оружием, самым

действенным средством к тому, чтобы отстоять свои интересы и до-

биться желательных уступок со стороны города» [10, с. 38]. Но са-

мым значительным событием в истории обретения университетами

автономии было появление в 1231 г. папской буллы

Parens scien-

tiarum

— своего рода «Великой хартии» Парижского университета.

Ее выходу предшествовали многие годы студенческих волнений и

бойкотов. Хартия давала университету право учреждать свой устав и

правила, учебные планы и требования к экзаменам. Кое-что было

принято для укрепления уже знакомой нам идеи

studium generale

приравнивались друг другу свидетельства разных университетов о

сдаче экзаменов. Со временем университеты получили академиче-

скую свободу во взаимоотношениях с церковью и государством.

Подытожим вышесказанное. Не претендуя на исчерпывающее

объяснение процесса становления университетской традиции, мы да-

ли его трактовку в свете предложенной нами концепции вызова

Аполлона. Ответ на вызов Аполлона является комплексным социо-

культурным явлением. Указанные выше компоненты этого ответа

являются, с нашей точки зрения, основными факторами, детермини-

ровавшими становление университетской традиции в западной куль-

туре эпохи Высокого Средневековья. Сейчас Россия находится в ак-

тивной фазе формулирования ответа на вызов Аполлона, и один из

моментов этого ответа — участие страны в Болонской системе обра-

зования. Этот неоднозначный компонент российского ответа на

аполлоновский вызов является предметом ожесточенных дискуссий и

немало критикуется. Отметим, что можно провести параллель между

Болонской системой и средневековой идеей

studium generale

по уни-

фикации образовательных стандартов, которую мы трактуем как

сильный ответ. Другие важные компоненты вызова Аполлона, стоя-

щие перед современной российской системой образования, это опти-

мизация вузов и их филиалов, адекватная мотивация преподаватель-

ской деятельности, внедрение наукометрических технологий как

объективных критериев научно-исследовательской работы, объеди-

нение образования с реальными производством, бизнесом, опытно-

конструкторскими разработками и др. На наш взгляд, отмеченные в

этой статье сильные ответы на различные компоненты вызова Апол-

лона, данные разными цивилизациями, могут быть полезны нашей

образовательно-административной элите, а также всем задействован-

ным в этой сфере, и способствовать повышению образовательного

потенциала современного российского общества.