Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 15
ляры отстаивали, используя ту важную роль, которую университет иг-
рал в жизни города. «Для решения возможных проблем с городской
общиной у студентов также был мощный механизм воздействия —
переселение в другой город. Переселение или угроза переселения
служили обыкновенно для школяров самым острым оружием, самым
действенным средством к тому, чтобы отстоять свои интересы и до-
биться желательных уступок со стороны города» [10, с. 38]. Но са-
мым значительным событием в истории обретения университетами
автономии было появление в 1231 г. папской буллы
Parens scien-
tiarum
— своего рода «Великой хартии» Парижского университета.
Ее выходу предшествовали многие годы студенческих волнений и
бойкотов. Хартия давала университету право учреждать свой устав и
правила, учебные планы и требования к экзаменам. Кое-что было
принято для укрепления уже знакомой нам идеи
studium generale
—
приравнивались друг другу свидетельства разных университетов о
сдаче экзаменов. Со временем университеты получили академиче-
скую свободу во взаимоотношениях с церковью и государством.
Подытожим вышесказанное. Не претендуя на исчерпывающее
объяснение процесса становления университетской традиции, мы да-
ли его трактовку в свете предложенной нами концепции вызова
Аполлона. Ответ на вызов Аполлона является комплексным социо-
культурным явлением. Указанные выше компоненты этого ответа
являются, с нашей точки зрения, основными факторами, детермини-
ровавшими становление университетской традиции в западной куль-
туре эпохи Высокого Средневековья. Сейчас Россия находится в ак-
тивной фазе формулирования ответа на вызов Аполлона, и один из
моментов этого ответа — участие страны в Болонской системе обра-
зования. Этот неоднозначный компонент российского ответа на
аполлоновский вызов является предметом ожесточенных дискуссий и
немало критикуется. Отметим, что можно провести параллель между
Болонской системой и средневековой идеей
studium generale
по уни-
фикации образовательных стандартов, которую мы трактуем как
сильный ответ. Другие важные компоненты вызова Аполлона, стоя-
щие перед современной российской системой образования, это опти-
мизация вузов и их филиалов, адекватная мотивация преподаватель-
ской деятельности, внедрение наукометрических технологий как
объективных критериев научно-исследовательской работы, объеди-
нение образования с реальными производством, бизнесом, опытно-
конструкторскими разработками и др. На наш взгляд, отмеченные в
этой статье сильные ответы на различные компоненты вызова Апол-
лона, данные разными цивилизациями, могут быть полезны нашей
образовательно-административной элите, а также всем задействован-
ным в этой сфере, и способствовать повышению образовательного
потенциала современного российского общества.