Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 11
кой-либо религиозной функции. Так, астрономия, геометрия и ариф-
метика поддерживались, поскольку для молитв мусульмане должны
были знать точное время и направление на Мекку. Остальные
направления научного поиска не могли законно трактоваться в каче-
стве актуальных исследовательских задач.
Другим компонентом ответа, который не удовлетворял новым за-
просам растущего рационального знания, было отсутствие в арабской
культуре
институциональных
оснований этого знания. Библиотеки
обычно находились при мечетях и медресе. Последние были главным
арабским центром образования. Они предназначались для изучения
«исламских наук» и были сосредоточены на Коране, жизни Пророка
и исламском учении о праве. «Иностранные науки» специально не
изучались, хотя основные тексты копировались в медресе и храни-
лись в библиотеках. Философы преподавали в медресе, но не читали
лекций по «иностранным наукам», занятие которыми в возрастаю-
щей степени становилось их личным делом. Большинство вышеупо-
мянутых арабских ученых зарабатывали себе на жизнь как врачи,
правоведы и государственные служащие. Арабская наука так никогда
и не была официально институционализирована и санкционирована
религиозной и политической элитой. Не были признаны гильдии и
корпорации. Профессиональные группы преподавателей и студентов
юридически не были оформлены, что препятствовало их самостоя-
тельному внутреннему развитию. Автономные академические институ-
ты с внутренним самоуправлением, наподобие европейских универси-
тетов, так и не возникли. Неспособность интегрировать рациональное
знание в институциональную структуру общества стало слабым ком-
понентом ответа на вызов Аполлона: «...наиболее важной причиной
стагнации арабской науки в XIV в. является то, что арабский мир так
и не смог создать независимые университеты, к которым относились
бы с терпимостью и которые могли бы рассчитывать на поддержку
как светской, так и религиозной властей» [8, с. 255].
Теперь рассмотрим основные черты эволюции европейского от-
вета на вызов Аполлона, начиная с его явно неудовлетворительного
компонента, данного правительством Юстиниана I, и заканчивая та-
ким значительным достижением средневековой европейской мен-
тальности, как создание университетской традиции. После закрытия
философских школ на Западе какая-то часть античной учености была
«заморожена» в монастырях. С VI в. и на несколько последующих
столетий они являлись единственными центрами, где проводилось
организованное обучение книжной учености. Монастыри были лати-
ноязычными, а греческий язык — скоро забыт, в результате чего был
утрачен доступ к корням греческой культуры и ее методическому ду-
ху. Вспомним, что арабы довольно рано перевели основные антич-