Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 11

кой-либо религиозной функции. Так, астрономия, геометрия и ариф-

метика поддерживались, поскольку для молитв мусульмане должны

были знать точное время и направление на Мекку. Остальные

направления научного поиска не могли законно трактоваться в каче-

стве актуальных исследовательских задач.

Другим компонентом ответа, который не удовлетворял новым за-

просам растущего рационального знания, было отсутствие в арабской

культуре

институциональных

оснований этого знания. Библиотеки

обычно находились при мечетях и медресе. Последние были главным

арабским центром образования. Они предназначались для изучения

«исламских наук» и были сосредоточены на Коране, жизни Пророка

и исламском учении о праве. «Иностранные науки» специально не

изучались, хотя основные тексты копировались в медресе и храни-

лись в библиотеках. Философы преподавали в медресе, но не читали

лекций по «иностранным наукам», занятие которыми в возрастаю-

щей степени становилось их личным делом. Большинство вышеупо-

мянутых арабских ученых зарабатывали себе на жизнь как врачи,

правоведы и государственные служащие. Арабская наука так никогда

и не была официально институционализирована и санкционирована

религиозной и политической элитой. Не были признаны гильдии и

корпорации. Профессиональные группы преподавателей и студентов

юридически не были оформлены, что препятствовало их самостоя-

тельному внутреннему развитию. Автономные академические институ-

ты с внутренним самоуправлением, наподобие европейских универси-

тетов, так и не возникли. Неспособность интегрировать рациональное

знание в институциональную структуру общества стало слабым ком-

понентом ответа на вызов Аполлона: «...наиболее важной причиной

стагнации арабской науки в XIV в. является то, что арабский мир так

и не смог создать независимые университеты, к которым относились

бы с терпимостью и которые могли бы рассчитывать на поддержку

как светской, так и религиозной властей» [8, с. 255].

Теперь рассмотрим основные черты эволюции европейского от-

вета на вызов Аполлона, начиная с его явно неудовлетворительного

компонента, данного правительством Юстиниана I, и заканчивая та-

ким значительным достижением средневековой европейской мен-

тальности, как создание университетской традиции. После закрытия

философских школ на Западе какая-то часть античной учености была

«заморожена» в монастырях. С VI в. и на несколько последующих

столетий они являлись единственными центрами, где проводилось

организованное обучение книжной учености. Монастыри были лати-

ноязычными, а греческий язык — скоро забыт, в результате чего был

утрачен доступ к корням греческой культуры и ее методическому ду-

ху. Вспомним, что арабы довольно рано перевели основные антич-