Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
6
Гуманитарный вестник
# 4·2016
программы целенаправленного изменения социальной реальности
под запросы этого знания.
Один из самых гениальных ответов на вызов Аполлона в истории
был дан греками и получил весьма созвучное нашей концепции
наименование — «переход от мифа к логосу». Его результатом стало
выделение и обособление растущего рационального знания из не-
удобных, тесных для него рамок мифологии. Важными достижения-
ми греческого ответа стали следующие компоненты социального
обеспечения развивающегося рационального знания:
1) возникновение специальных носителей и преумножителей
этого знания — первых философов, которые отличались принципиаль-
ным отношением к истине и воспринимали ее не как результат догма-
тической веры, поддерживаемой авторитетом, а как результат рацио-
нального доказательства, базирующегося на обосновании;
2) формирование института философских школ, который запу-
стил непрерывную философскую традицию, заключающуюся в изу-
чении одними философами взглядов других, проведении дискуссий
между разными школами и комментировании работ одних филосо-
фов в трудах других;
3) наделение высоким социальным престижем тех, кто занимается
созерцательной и теоретической деятельностью, и как следствие —
широкое вовлечение в нее свободных граждан.
Элементы рационального знания имелись и на Древнем Востоке,
причем в ряде случаев успехи древневосточной мысли были значи-
тельными. Математики Египта и Вавилона умели решать задачи на
«уравнение первой и второй степени, на равенство и подобие тре-
угольников, на арифметическую и геометрическую прогрессию, на
определение площадей треугольников и четырехугольников, объема
параллелепипедов» [6, с. 13]. Также им были известны «формулы
объема цилиндра, конуса, пирамиды, усеченной пирамиды и т. п. …
У вавилонян имели хождение таблицы умножения, обратных вели-
чин, квадратов, кубов, решений уравнений типа
x
³ +
x
² =
N
и т. п.» [6,
с.13]. Однако древневосточное сознание в полном смысле этого слова
не было рациональным и не стало творцом исторически первой фор-
мы науки — математики. Отмечая причины этого, согласимся с
В.В. Ильиным: «Процессы изменения знания протекали на Древнем
Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлективная деятель-
ность по оценке генезиса знаний — принятие знаний осуществлялось
на бездоказательной пассивной основе путем “насильственного”
включения человека в социальную деятельность по профессиональ-
ному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критиче-
ское обновление наличного знания; знание функционировало как
набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитар-
ного, практико-технологического характера… отсутствие демокра-