Previous Page  13 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 13

был сильнее. Во-первых, он раньше начался по времени. Во-вторых,

на Западе востребованными оказались в основном дисциплины три-

виума. Монахи, священнослужители и миссионеры обучались рито-

рике и диалектике (логике), а науки из квадривиума были им не нужны.

На Востоке же дисциплины квадривиума бурно развивались. В-третьих,

размах ответа на Востоке был больше, чем на Западе, что и вылилось в

многовековое научно-техническое превосходство Востока. В целом

можно провести некую параллель между распространением образова-

тельных учреждений: на Востоке — медресе, на Западе — монастыри и

кафедральные школы. Восточная организация знания сначала оказалась

эффективнее. Но когда внутренняя логика развития рационального зна-

ния затребовала себе нового воплощения в социальной структуре об-

щества (новый виток вызова Аполлона), то западные школы смогли

трансформироваться в автономные университеты, а восточные мед-

ресе стали «могилой» восточной науки.

Первые университеты были социальным и интеллектуальным

новшеством XII в. Само слово

universitas

в Средние века использует-

ся юристами, согласно римскому праву, для обозначения всякого ор-

ганизованного союза людей [10, с. 35]. Корпорация, образовавшаяся

для осуществления научных интересов, изначально называлась

uni-

versitas studium

(studium — учебный), чтобы отличаться от других

объединений людей

.

В дальнейшем учебный университет в офици-

альных документах упоминается как

studium generale

(генеральная

школа). Важное замечание: слово

generale

(генеральная) обозначало

противопоставление местным и локальным школам. Степени и зва-

ния, полученные в

studium generale

, признавались во всех других

генеральных школах западного христианства. Люди с такими степе-

нями обретали право преподавать в любой другой высшей школе.

Отмеченный момент составляет важную часть ответа на вызов Апол-

лона. Настоятельным требованием получающего все большее рас-

пространение в обществе знания является необходимость унифика-

ции в социуме принципов организации, преподавания и оценки этого

знания. Иначе его дальнейшее распространение и развитие становят-

ся затруднительными. Ответ на описанное требование возник в мен-

талитетах представителей образовательно-административной элиты

того времени и заключался в идее

studium generale

, которая была ча-

стично реализована. Создание института

studium generale

, интегри-

ровавшего все учебные заведения западного христианского мира

с позиции единых стандартов, было социальной инновацией средне-

векового западного общества. В XV в. официальное название

studium

generale

было заменено просто на

universitas

.

Расширяющееся рациональное знание требовало также увеличе-

ния количества носителей, которые бы его развивали и распростра-