Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 13
был сильнее. Во-первых, он раньше начался по времени. Во-вторых,
на Западе востребованными оказались в основном дисциплины три-
виума. Монахи, священнослужители и миссионеры обучались рито-
рике и диалектике (логике), а науки из квадривиума были им не нужны.
На Востоке же дисциплины квадривиума бурно развивались. В-третьих,
размах ответа на Востоке был больше, чем на Западе, что и вылилось в
многовековое научно-техническое превосходство Востока. В целом
можно провести некую параллель между распространением образова-
тельных учреждений: на Востоке — медресе, на Западе — монастыри и
кафедральные школы. Восточная организация знания сначала оказалась
эффективнее. Но когда внутренняя логика развития рационального зна-
ния затребовала себе нового воплощения в социальной структуре об-
щества (новый виток вызова Аполлона), то западные школы смогли
трансформироваться в автономные университеты, а восточные мед-
ресе стали «могилой» восточной науки.
Первые университеты были социальным и интеллектуальным
новшеством XII в. Само слово
universitas
в Средние века использует-
ся юристами, согласно римскому праву, для обозначения всякого ор-
ганизованного союза людей [10, с. 35]. Корпорация, образовавшаяся
для осуществления научных интересов, изначально называлась
uni-
versitas studium
(studium — учебный), чтобы отличаться от других
объединений людей
.
В дальнейшем учебный университет в офици-
альных документах упоминается как
studium generale
(генеральная
школа). Важное замечание: слово
generale
(генеральная) обозначало
противопоставление местным и локальным школам. Степени и зва-
ния, полученные в
studium generale
, признавались во всех других
генеральных школах западного христианства. Люди с такими степе-
нями обретали право преподавать в любой другой высшей школе.
Отмеченный момент составляет важную часть ответа на вызов Апол-
лона. Настоятельным требованием получающего все большее рас-
пространение в обществе знания является необходимость унифика-
ции в социуме принципов организации, преподавания и оценки этого
знания. Иначе его дальнейшее распространение и развитие становят-
ся затруднительными. Ответ на описанное требование возник в мен-
талитетах представителей образовательно-административной элиты
того времени и заключался в идее
studium generale
, которая была ча-
стично реализована. Создание института
studium generale
, интегри-
ровавшего все учебные заведения западного христианского мира
с позиции единых стандартов, было социальной инновацией средне-
векового западного общества. В XV в. официальное название
studium
generale
было заменено просто на
universitas
.
Расширяющееся рациональное знание требовало также увеличе-
ния количества носителей, которые бы его развивали и распростра-