Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 7
тии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на
Древнем Востоке ее нерациональный, догматический характер, в
сущности превратив науку в разновидность полумистического, са-
крального занятия, священнодейство» [6, с. 11–13].
Древневосточный менталитет не выработал таких методов позна-
ния, которые опирались бы на дискурсивные рассуждения, а не на
догмы, рецепты и прорицания, предполагали бы демократизм в об-
суждении вопросов и осуществляли бы дискуссии с позиции силы
рациональных оснований, а не социальных или теологических пред-
рассудков. Поэтому, несмотря на локальные успехи восточной мыс-
ли, в целом ответ на вызов Аполлона был дан слабый, не снабдивший
зарождающееся рациональное знание должным социальным обеспе-
чением. Менталитет же греков сгенерировал в качестве ответа на вы-
зов Аполлона такие инновационные проекты, которые легли в основу
новых гносеологических и социальных структур, детерминировав-
ших оформление науки как таковой. Среди компонентов нового гно-
сеологического стандарта, разработанного греческим мышлением,
особо отметим следующие:
— рассмотрение предмета в общем («чистом») виде;
— выделение универсальных доказательств;
— универсальный принцип критикуемости и поиска лучшего
обоснования;
— идеология созерцательности и абстрактно-умозрительно-худо-
жественного отношения к действительности;
— свободная игра ума с интеллектуальным предметом, распро-
странившая и закрепившая использование идеализаций.
Подводя итог обсуждения «греческого чуда», позволим себе еще
одну пространную цитату глубоко изучившего суть этого вопроса
В.В. Ильина: «В вопросах познания греками проводилась четкая и
твердая грань между рациональным и нерациональным, причем по-
следнее радикально исключалось из рассмотрения. Так, Аристотель
исключал из контекста физики мифологические концепции миро-
устройства Гесиода, орфиков, Ферекида, Эпименида, Акусилая и др.,
сосредоточивал внимание на “фисиологических” концепциях миро-
здания досократиков… важнейшим результатом демократизации обще-
ственно-политической сферы античной Греции явилось формирование
аппарата логического рационального обоснования, переросшего рам-
ки средства непосредственного осуществления политической дея-
тельности и превратившегося в универсальный алгоритм продуциро-
вания знания в целом, инструмент трансляции истины от индивида в
общество» [6, с. 18].
Рассмотрим далее эпоху Средневековья. Начальная точка отсчета
нашего анализа — закрытие императором Юстинианом I (483–565)
философских школ как «последних оплотов язычества». В 529 г. он