Previous Page  7 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 7

тии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на

Древнем Востоке ее нерациональный, догматический характер, в

сущности превратив науку в разновидность полумистического, са-

крального занятия, священнодейство» [6, с. 11–13].

Древневосточный менталитет не выработал таких методов позна-

ния, которые опирались бы на дискурсивные рассуждения, а не на

догмы, рецепты и прорицания, предполагали бы демократизм в об-

суждении вопросов и осуществляли бы дискуссии с позиции силы

рациональных оснований, а не социальных или теологических пред-

рассудков. Поэтому, несмотря на локальные успехи восточной мыс-

ли, в целом ответ на вызов Аполлона был дан слабый, не снабдивший

зарождающееся рациональное знание должным социальным обеспе-

чением. Менталитет же греков сгенерировал в качестве ответа на вы-

зов Аполлона такие инновационные проекты, которые легли в основу

новых гносеологических и социальных структур, детерминировав-

ших оформление науки как таковой. Среди компонентов нового гно-

сеологического стандарта, разработанного греческим мышлением,

особо отметим следующие:

— рассмотрение предмета в общем («чистом») виде;

— выделение универсальных доказательств;

— универсальный принцип критикуемости и поиска лучшего

обоснования;

— идеология созерцательности и абстрактно-умозрительно-худо-

жественного отношения к действительности;

— свободная игра ума с интеллектуальным предметом, распро-

странившая и закрепившая использование идеализаций.

Подводя итог обсуждения «греческого чуда», позволим себе еще

одну пространную цитату глубоко изучившего суть этого вопроса

В.В. Ильина: «В вопросах познания греками проводилась четкая и

твердая грань между рациональным и нерациональным, причем по-

следнее радикально исключалось из рассмотрения. Так, Аристотель

исключал из контекста физики мифологические концепции миро-

устройства Гесиода, орфиков, Ферекида, Эпименида, Акусилая и др.,

сосредоточивал внимание на “фисиологических” концепциях миро-

здания досократиков… важнейшим результатом демократизации обще-

ственно-политической сферы античной Греции явилось формирование

аппарата логического рационального обоснования, переросшего рам-

ки средства непосредственного осуществления политической дея-

тельности и превратившегося в универсальный алгоритм продуциро-

вания знания в целом, инструмент трансляции истины от индивида в

общество» [6, с. 18].

Рассмотрим далее эпоху Средневековья. Начальная точка отсчета

нашего анализа — закрытие императором Юстинианом I (483–565)

философских школ как «последних оплотов язычества». В 529 г. он