Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
14
Гуманитарный вестник
# 4·2016
няли. Ответом общества на этот запрос стало возникновение универ-
ситетских корпораций, тесно связанных с городской культурой. Все
первые университеты находились в городах, так как сельская мест-
ность не имела возможности дать пристанище увеличивающемуся
числу студентов. Городские власти были заинтересованы в подготов-
ке образованных людей и контроле над процессом образования. Для
города экономическая польза от университета была очевидна. Нали-
чие университета увеличивало значимость и влиятельность города,
его престиж, расширяло сферу товаров и услуг, повышало сбор нало-
гов, давало доход домовладельцам. Успех университетов и их рост
были связаны и с социальными преимуществами, которые приобре-
тали их выпускники. Например, существовал огромный социальный
заказ на юристов, поскольку наблюдалась их нехватка. Около 1200 г.
население Парижа насчитывало приблизительно 50 000 человек.
Студенты из них составляли десятую часть [8, с. 247]. Эта многочис-
ленная группа часто становилась источником общественного беспо-
койства. Известны случаи конфликтов и драк между студентами и
остальной частью населения.
Выше отмечалось, что благодаря воплощению идеи
studium gene-
rale
в западном обществе была достигнута определенная интеграция
учебных заведений с точки зрения некоторых стандартов. Но это бы-
ла интеграция по форме — форме проведения занятий, организации
учебного процесса и оценке получаемых степеней и званий. Наряду с
этой интеграцией по форме существовала дифференциация по со-
держанию. Углубляющееся, развивающееся знание требовало появ-
ления заведений, специализирующихся на частных науках для более
глубокого их изучения, чем в других заведениях данного рода. И от-
ветом стала дифференциация университетов по предмету изучения
(дифференциация по содержанию). Например, медицина особенно
развивалась в Салерно и Монпелье, юриспруденция — в Болонье,
теология — в Париже. Специализация приводила к тому, что многие
студенты были вынуждены продолжать свое образование в других
университетах. Скажем, чтобы стать епископом, студент должен был
обучаться теологии в Париже, а затем ехать в Болонью для получе-
ния юридического образования. Странствующие студенты, ваганты,
были колоритными фигурами Средневековья. Их жизнь была тяжела
и наполнена скитаниями, длившимися месяцы и годы.
Как уже отмечалось, развитое рациональное знание требует осо-
бых институциональных оснований, в рамках которых оно бы поль-
зовалось автономией и независимостью. Европейское общество дало
ответ и на этот компонент вызова Аполлона. Причем, по-видимому,
автором этого ответа выступила широкая масса членов университет-
ской корпорации. Свою независимость от городского общества шко-