Previous Page  14 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

14

Гуманитарный вестник

# 4·2016

няли. Ответом общества на этот запрос стало возникновение универ-

ситетских корпораций, тесно связанных с городской культурой. Все

первые университеты находились в городах, так как сельская мест-

ность не имела возможности дать пристанище увеличивающемуся

числу студентов. Городские власти были заинтересованы в подготов-

ке образованных людей и контроле над процессом образования. Для

города экономическая польза от университета была очевидна. Нали-

чие университета увеличивало значимость и влиятельность города,

его престиж, расширяло сферу товаров и услуг, повышало сбор нало-

гов, давало доход домовладельцам. Успех университетов и их рост

были связаны и с социальными преимуществами, которые приобре-

тали их выпускники. Например, существовал огромный социальный

заказ на юристов, поскольку наблюдалась их нехватка. Около 1200 г.

население Парижа насчитывало приблизительно 50 000 человек.

Студенты из них составляли десятую часть [8, с. 247]. Эта многочис-

ленная группа часто становилась источником общественного беспо-

койства. Известны случаи конфликтов и драк между студентами и

остальной частью населения.

Выше отмечалось, что благодаря воплощению идеи

studium gene-

rale

в западном обществе была достигнута определенная интеграция

учебных заведений с точки зрения некоторых стандартов. Но это бы-

ла интеграция по форме — форме проведения занятий, организации

учебного процесса и оценке получаемых степеней и званий. Наряду с

этой интеграцией по форме существовала дифференциация по со-

держанию. Углубляющееся, развивающееся знание требовало появ-

ления заведений, специализирующихся на частных науках для более

глубокого их изучения, чем в других заведениях данного рода. И от-

ветом стала дифференциация университетов по предмету изучения

(дифференциация по содержанию). Например, медицина особенно

развивалась в Салерно и Монпелье, юриспруденция — в Болонье,

теология — в Париже. Специализация приводила к тому, что многие

студенты были вынуждены продолжать свое образование в других

университетах. Скажем, чтобы стать епископом, студент должен был

обучаться теологии в Париже, а затем ехать в Болонью для получе-

ния юридического образования. Странствующие студенты, ваганты,

были колоритными фигурами Средневековья. Их жизнь была тяжела

и наполнена скитаниями, длившимися месяцы и годы.

Как уже отмечалось, развитое рациональное знание требует осо-

бых институциональных оснований, в рамках которых оно бы поль-

зовалось автономией и независимостью. Европейское общество дало

ответ и на этот компонент вызова Аполлона. Причем, по-видимому,

автором этого ответа выступила широкая масса членов университет-

ской корпорации. Свою независимость от городского общества шко-