Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 5

— материальное обеспечение процессов производства и воспро-

изводства знания

.

Социокультурная динамика общества, инициированная вызовом

Аполлона, может быть описана на основе трактовки ответов на вызо-

вы истории как ментальных изменений, предшествующих социальным

преобразованиям [2]. Используем этот подход для моделирования ди-

намики сферы образования. Менталитет новаторов продуцирует новые

компоненты рационального знания. Это могут быть новые знания,

трактовки уже имеющегося знания, подходы к освоению действи-

тельности, методы обучения и способы организации образования,

программы рационализации каких-либо сторон жизни общества. По-

добные инновационные формы культуры вступают в противоречие с

имеющимися социальными условиями и требуют для своей актуали-

зации в жизни общества необходимые им социальные ресурсы. Это и

есть вызов Аполлона. Сильным ответом в данной ситуации должно

быть такое творческое решение общества, которое бы социально

обеспечило новаторское знание. Автором ответа обычно выступает

духовная или правящая элита. Речь идет о менталитете творцов, а не

об их сознании, ибо именно менталитет в составе духовного мира

субъекта (сознания и бессознательного) детерминирует направлен-

ность, оригинальность и новизну любой деятельности. Когда адек-

ватный ответ, представляющий собой изначально ментальную осо-

бенность, проектирующую (моделирующую, предвосхищающую)

социальную инновацию, найден и сделан обществом, то это означает

следующее: программа преобразования социальной реальности, со-

ставляющая содержание этой ментальной особенности автора, реали-

зована в обществе. При этом устанавливаются более прогрессивные

для развития знания условия. Ответ может заключаться во введении

нового социального института для развития знания, в увеличении ко-

личества носителей знания и престижа этих носителей в обществе, в

их лучшей финансовой поддержке и т. д.

В ходе аполлоновского вызова-и-ответа существуют два вида

ментальных новаций. Первый представляет собой новые компоненты

растущего рационального знания, претендующие на включение их в

трансляционный фонд культуры данного социума, а второй — это

программы преобразования существующих социальных условий, де-

лающих возможным такое включение. Творцами первого вида мен-

тальных новаций являются обычно представители духовной, или ин-

теллектуальной, элиты, в менталитетах которых появляются новые

рациональные компоненты. Творцами второго вида — представители

политико-административной элиты, в менталитетах которых в ре-

зультате осмысления текущих социальных условий и сравнения их с

требованиями зарождающегося рационального знания возникают