Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 5
— материальное обеспечение процессов производства и воспро-
изводства знания
.
Социокультурная динамика общества, инициированная вызовом
Аполлона, может быть описана на основе трактовки ответов на вызо-
вы истории как ментальных изменений, предшествующих социальным
преобразованиям [2]. Используем этот подход для моделирования ди-
намики сферы образования. Менталитет новаторов продуцирует новые
компоненты рационального знания. Это могут быть новые знания,
трактовки уже имеющегося знания, подходы к освоению действи-
тельности, методы обучения и способы организации образования,
программы рационализации каких-либо сторон жизни общества. По-
добные инновационные формы культуры вступают в противоречие с
имеющимися социальными условиями и требуют для своей актуали-
зации в жизни общества необходимые им социальные ресурсы. Это и
есть вызов Аполлона. Сильным ответом в данной ситуации должно
быть такое творческое решение общества, которое бы социально
обеспечило новаторское знание. Автором ответа обычно выступает
духовная или правящая элита. Речь идет о менталитете творцов, а не
об их сознании, ибо именно менталитет в составе духовного мира
субъекта (сознания и бессознательного) детерминирует направлен-
ность, оригинальность и новизну любой деятельности. Когда адек-
ватный ответ, представляющий собой изначально ментальную осо-
бенность, проектирующую (моделирующую, предвосхищающую)
социальную инновацию, найден и сделан обществом, то это означает
следующее: программа преобразования социальной реальности, со-
ставляющая содержание этой ментальной особенности автора, реали-
зована в обществе. При этом устанавливаются более прогрессивные
для развития знания условия. Ответ может заключаться во введении
нового социального института для развития знания, в увеличении ко-
личества носителей знания и престижа этих носителей в обществе, в
их лучшей финансовой поддержке и т. д.
В ходе аполлоновского вызова-и-ответа существуют два вида
ментальных новаций. Первый представляет собой новые компоненты
растущего рационального знания, претендующие на включение их в
трансляционный фонд культуры данного социума, а второй — это
программы преобразования существующих социальных условий, де-
лающих возможным такое включение. Творцами первого вида мен-
тальных новаций являются обычно представители духовной, или ин-
теллектуальной, элиты, в менталитетах которых появляются новые
рациональные компоненты. Творцами второго вида — представители
политико-административной элиты, в менталитетах которых в ре-
зультате осмысления текущих социальных условий и сравнения их с
требованиями зарождающегося рационального знания возникают