Гуманитарный вестник
# 4·2016 1
УДК 316 DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-353
Вызов Аполлона и образовательный потенциал
общества
© Н.Н. Губанов
1
, Н.И. Губанов
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия
В ходе анализа исторического развития сферы образования обнаружен и исследо-
ван один из главных драйверов роста в этой сфере. Для его характеристики введен
новый социально-философский концепт — вызов Аполлона. Совокупность социаль-
ных условий, которые определяют форму существования и динамику знания, в
статье обозначена как «социальное обеспечение знания». Выявлена структура
социального обеспечения знания и описаны формы детерминации им процесса раз-
вития знания. Показано, что в случае, когда общество создает социальное обеспе-
чение нового рационального знания, адекватное потребностям развития этого
знания, последнее может прогрессивно развиваться дальше. Сделан вывод о том,
что вызов Аполлона является одной из основных детерминант социокультурной
динамики.
Ключевые слова:
вызов Аполлона, образовательный потенциал общества, соци-
альное обеспечения знания, образовательные инновации, университетская тради-
ция, менталитет образовательно-административной элиты.
Одной из важнейших характеристик современного общества вы-
ступает его образовательный потенциал. Термин «потенциал» до-
вольно часто используется в отечественной литературе: говорят об
экономическом, производственном, военном, научно-техническом,
трудовом и других потенциалах. Но все они существуют и реализуются
только через главный элемент общества — человека, обладающего сво-
им потенциалом, под которым в психологии личности подразумевают
совокупность знаний, умений и способностей. Эти элементы обуслов-
ливают эффективность, успешность любой деятельности, в том числе
трудовой. Доминирующей формой деятельности человека перед нача-
лом систематической трудовой деятельности является обучение, полу-
чение образования. В это время во многом формируется потенциал че-
ловека. Поэтому сфера образования непосредственно определяет
производственный, научно-технический и в конечном счете эконо-
мический потенциал общества. Следовательно, задача построения
модели, описывающей динамику образовательного потенциала об-
щества, относится к числу первостепенных.
С момента выхода в свет фундаментального 12-томного труда
британского историка, социолога, культуролога и философа