1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 4·2016 1

УДК 316 DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-353

Вызов Аполлона и образовательный потенциал

общества

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия

В ходе анализа исторического развития сферы образования обнаружен и исследо-

ван один из главных драйверов роста в этой сфере. Для его характеристики введен

новый социально-философский концепт — вызов Аполлона. Совокупность социаль-

ных условий, которые определяют форму существования и динамику знания, в

статье обозначена как «социальное обеспечение знания». Выявлена структура

социального обеспечения знания и описаны формы детерминации им процесса раз-

вития знания. Показано, что в случае, когда общество создает социальное обеспе-

чение нового рационального знания, адекватное потребностям развития этого

знания, последнее может прогрессивно развиваться дальше. Сделан вывод о том,

что вызов Аполлона является одной из основных детерминант социокультурной

динамики.

Ключевые слова:

вызов Аполлона, образовательный потенциал общества, соци-

альное обеспечения знания, образовательные инновации, университетская тради-

ция, менталитет образовательно-административной элиты.

Одной из важнейших характеристик современного общества вы-

ступает его образовательный потенциал. Термин «потенциал» до-

вольно часто используется в отечественной литературе: говорят об

экономическом, производственном, военном, научно-техническом,

трудовом и других потенциалах. Но все они существуют и реализуются

только через главный элемент общества — человека, обладающего сво-

им потенциалом, под которым в психологии личности подразумевают

совокупность знаний, умений и способностей. Эти элементы обуслов-

ливают эффективность, успешность любой деятельности, в том числе

трудовой. Доминирующей формой деятельности человека перед нача-

лом систематической трудовой деятельности является обучение, полу-

чение образования. В это время во многом формируется потенциал че-

ловека. Поэтому сфера образования непосредственно определяет

производственный, научно-технический и в конечном счете эконо-

мический потенциал общества. Следовательно, задача построения

модели, описывающей динамику образовательного потенциала об-

щества, относится к числу первостепенных.

С момента выхода в свет фундаментального 12-томного труда

британского историка, социолога, культуролога и философа