Previous Page  12 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

12

Гуманитарный вестник

# 4·2016

ные работы, с которыми Европа ознакомится спустя несколько сто-

летий во время столкновения с исламской культурой в Х в. Примеча-

тельно, что Ибн Рушд стал особенно известен в Европе своими ком-

ментариями к трудам Платона и Аристотеля, оказал существенное вли-

яние на Аквината (Ф. Аквинского), а термин «аверроизм» до XVII в.

вообще обозначал западную схоластику. Быть может, идеи учения

Аквината о гармонии веры и разума были в какой-то мере заимство-

ваны у Ибн Рушда, в частности, из его принципа интерпретации сур

Корана. Таким образом, ментальная особенность, возникшая как

компонент ответа на вызов Аполлона в арабской культуре, была поз-

же воспроизведена в европейской культуре в философии Аквината и

внесла вклад в подготовку европейского сильного ответа на вызов

Аполлона.

Появление европейской средневековой учености обычно связы-

вают с деятельностью императора Карла Великого (768–814). Перед

его империей вызов Аполлона принял форму необходимости воспол-

нения интеллектуального вакуума, возникшего после нескольких

«темных столетий» Раннего Средневековья. Империи не хватало

административной структуры, способной удержать вместе могуще-

ственные королевства, и это делало актуальным создание новой

системы образования. Политическая элита Карла дала ответ на этот

вызов, получивший в истории название «Каролингское Возрожде-

ние». Стремясь возродить утраченную античную образованность,

Карл основал в столице своего государства Ахене Палатинскую шко-

лу, ставшую важнейшим культурным центром Европы. Были учре-

ждены монастыри и кафедральные школы, из которых потом вырас-

тут первые университеты. Главой Палатинской школы и советником

Карла по культуре, школе и церкви продолжительное время был Алку-

ин Флакк Альбин (730–804) — основатель монастырской школы

св. Мартина в Туре. Алкуин способствовал возрождению греческой

идеи

семи свободных искусств (artes liberales)

,

которым надлежало

обучать свободного человека. Эти искусства делились на две группы:

тривиум (

trivium

) — грамматика, риторика, диалектика (логика) и квад-

ривиум (

quadrivium

) — геометрия, арифметика, астрономия, музыка.

Первые европейские университеты, которые появятся в XII в., также

будут связаны с идеей семи свободных искусств. Именно в каролинг-

скую эпоху в оборот входит термин «схоластик» (

scholasticus

— от

schola

, школа), которым первоначально называли учителей тривиума и

квадривиума, а затем всех образованных людей, занимающихся препо-

давательской деятельностью. Поэтому дисциплины, преподававшиеся в

средневековых школах, получили название «схоластических».

Если сравнить ответы на вызов Аполлона, данные арабской эли-

той и элитой Карла, то можно констатировать, что арабский ответ