Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
12
Гуманитарный вестник
# 4·2016
ные работы, с которыми Европа ознакомится спустя несколько сто-
летий во время столкновения с исламской культурой в Х в. Примеча-
тельно, что Ибн Рушд стал особенно известен в Европе своими ком-
ментариями к трудам Платона и Аристотеля, оказал существенное вли-
яние на Аквината (Ф. Аквинского), а термин «аверроизм» до XVII в.
вообще обозначал западную схоластику. Быть может, идеи учения
Аквината о гармонии веры и разума были в какой-то мере заимство-
ваны у Ибн Рушда, в частности, из его принципа интерпретации сур
Корана. Таким образом, ментальная особенность, возникшая как
компонент ответа на вызов Аполлона в арабской культуре, была поз-
же воспроизведена в европейской культуре в философии Аквината и
внесла вклад в подготовку европейского сильного ответа на вызов
Аполлона.
Появление европейской средневековой учености обычно связы-
вают с деятельностью императора Карла Великого (768–814). Перед
его империей вызов Аполлона принял форму необходимости воспол-
нения интеллектуального вакуума, возникшего после нескольких
«темных столетий» Раннего Средневековья. Империи не хватало
административной структуры, способной удержать вместе могуще-
ственные королевства, и это делало актуальным создание новой
системы образования. Политическая элита Карла дала ответ на этот
вызов, получивший в истории название «Каролингское Возрожде-
ние». Стремясь возродить утраченную античную образованность,
Карл основал в столице своего государства Ахене Палатинскую шко-
лу, ставшую важнейшим культурным центром Европы. Были учре-
ждены монастыри и кафедральные школы, из которых потом вырас-
тут первые университеты. Главой Палатинской школы и советником
Карла по культуре, школе и церкви продолжительное время был Алку-
ин Флакк Альбин (730–804) — основатель монастырской школы
св. Мартина в Туре. Алкуин способствовал возрождению греческой
идеи
семи свободных искусств (artes liberales)
,
которым надлежало
обучать свободного человека. Эти искусства делились на две группы:
тривиум (
trivium
) — грамматика, риторика, диалектика (логика) и квад-
ривиум (
quadrivium
) — геометрия, арифметика, астрономия, музыка.
Первые европейские университеты, которые появятся в XII в., также
будут связаны с идеей семи свободных искусств. Именно в каролинг-
скую эпоху в оборот входит термин «схоластик» (
scholasticus
— от
schola
, школа), которым первоначально называли учителей тривиума и
квадривиума, а затем всех образованных людей, занимающихся препо-
давательской деятельностью. Поэтому дисциплины, преподававшиеся в
средневековых школах, получили название «схоластических».
Если сравнить ответы на вызов Аполлона, данные арабской эли-
той и элитой Карла, то можно констатировать, что арабский ответ