Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

4

Гуманитарный вестник

# 4·2016

верным, основанным на своих жестких критериях и методах получе-

ния. На втором месте по степени рациональности стоит, видимо, фи-

лософия. А элементы рационального знания содержатся еще в поли-

тике, искусстве, морали, обыденном знании и даже в теологии: в тех

ее частях, где используется логический метод.

Ответ на вызов Аполлона можно считать успешным (адекватным,

сильным), когда общество создает социальное обеспечение растуще-

го рационального знания, соответствующее внутренним потребно-

стям развития этого знания. В этом случае знание может развиваться

дальше, усложняться, прирастать до тех пор, пока его содержание

вновь не вступит в противоречие с социальными условиями и не за-

требует себе более совершенного социального обеспечения. Это бу-

дет уже следующий виток вызова Аполлона. Новые компоненты ра-

ционального знания, воплощая свое содержание в человеческой

практике, опредмечиваясь в тех или иных сферах жизни социума,

обеспечивают его прогресс. В случае, если общество не способно ге-

нерировать такой ответ, то рациональное знание не может развернуть

свой потенциал, его содержание не получает позитивного прироста.

Данный социум, испытывая дефицит рациональных идей в какой-

либо сфере, откатывается по показателям эффективности в этой сфере

назад. Спустя некоторое время вызов Аполлона может повториться, и

у общества возникнет новый шанс дать ответ, однако драгоценное

время в конкурентной борьбе с другими цивилизациями уже потеряно.

Требуется весьма сильный ответ, если этот социум хочет занять до-

стойное место в мировой системе.

Социальное обеспечение знания состоит из следующих компо-

нентов:

— социальный состав, численность и функции носителей знания

(кто в обществе является новатором, кто транслятором знания внутри

локальных групп, кто ретранслятором знания между различными ло-

кальными группами, кто и как регулирует процесс производства и

воспроизводства знания, кто проводит демаркацию между тем знани-

ем, которое получит социальные ресурсы, и тем, которое не получит,

кто и с каких позиций будет интерпретировать пользу от полученно-

го знания и смысл его получения вообще);

— социальный статус носителей знания (престиж носителей зна-

ния в зависимости от выполняемых ими функций, источники и объе-

мы их дохода, их основной род деятельности [7]);

— институциональные основания знания (какие социальные ин-

ституты обеспечивают производство и воспроизводство знания,

насколько они автономны и независимы по отношению к другим ин-

ститутам общества, как и кем они финансируются, контролируются и

т. д.);