Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
4
Гуманитарный вестник
# 4·2016
верным, основанным на своих жестких критериях и методах получе-
ния. На втором месте по степени рациональности стоит, видимо, фи-
лософия. А элементы рационального знания содержатся еще в поли-
тике, искусстве, морали, обыденном знании и даже в теологии: в тех
ее частях, где используется логический метод.
Ответ на вызов Аполлона можно считать успешным (адекватным,
сильным), когда общество создает социальное обеспечение растуще-
го рационального знания, соответствующее внутренним потребно-
стям развития этого знания. В этом случае знание может развиваться
дальше, усложняться, прирастать до тех пор, пока его содержание
вновь не вступит в противоречие с социальными условиями и не за-
требует себе более совершенного социального обеспечения. Это бу-
дет уже следующий виток вызова Аполлона. Новые компоненты ра-
ционального знания, воплощая свое содержание в человеческой
практике, опредмечиваясь в тех или иных сферах жизни социума,
обеспечивают его прогресс. В случае, если общество не способно ге-
нерировать такой ответ, то рациональное знание не может развернуть
свой потенциал, его содержание не получает позитивного прироста.
Данный социум, испытывая дефицит рациональных идей в какой-
либо сфере, откатывается по показателям эффективности в этой сфере
назад. Спустя некоторое время вызов Аполлона может повториться, и
у общества возникнет новый шанс дать ответ, однако драгоценное
время в конкурентной борьбе с другими цивилизациями уже потеряно.
Требуется весьма сильный ответ, если этот социум хочет занять до-
стойное место в мировой системе.
Социальное обеспечение знания состоит из следующих компо-
нентов:
— социальный состав, численность и функции носителей знания
(кто в обществе является новатором, кто транслятором знания внутри
локальных групп, кто ретранслятором знания между различными ло-
кальными группами, кто и как регулирует процесс производства и
воспроизводства знания, кто проводит демаркацию между тем знани-
ем, которое получит социальные ресурсы, и тем, которое не получит,
кто и с каких позиций будет интерпретировать пользу от полученно-
го знания и смысл его получения вообще);
— социальный статус носителей знания (престиж носителей зна-
ния в зависимости от выполняемых ими функций, источники и объе-
мы их дохода, их основной род деятельности [7]);
— институциональные основания знания (какие социальные ин-
ституты обеспечивают производство и воспроизводство знания,
насколько они автономны и независимы по отношению к другим ин-
ститутам общества, как и кем они финансируются, контролируются и
т. д.);