Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

10

Гуманитарный вестник

# 4·2016

со стороны правящей элиты, открытия учебных заведений и библио-

тек, налаживания контактов с другими культурами, продвинувшими-

ся в научно-техническом плане, придания высокого престижа иссле-

довательской работе — следует упомянуть еще об одном

компоненте

арабского

ответа

на вызов Аполлона, касающегося взаимодействия

с религией. Соответствующий ему

компонент вызова

был продуци-

рован одним из крупных исламских мистиков и теологов аль-Газали

(1058–1111), который атаковал философию Авиценны с позиции

фундаментального ислама. Аль-Газали утверждал, что Бог филосо-

фов не является Богом Корана, и если философия приходит в столк-

новение с Кораном, то она должна отступить. Похожие конфликты

встречались в то же самое время и в христианском мире. Сильный

ответ на этот религиозный компонент вызова Аполлона дал наиболее

влиятельный арабский мыслитель — Ибн Рушд, или Аверроэс. В его

менталитете родилась идея принципа интерпретации сур Корана. Эта

идея (ответ на религиозный вызов), сыгравшая важную роль и в за-

падной философии тоже, заключается в том, что не все в Коране

должно пониматься в буквальном смысле. Если буквальное понима-

ние сур Корана кажется противоречащим истинам разума, то суры

должны интерпретироваться метафорически или аллегорически. По-

этому, вопреки аль-Газали, Ибн Рушд полагает, что не может быть

никакого противоречия между философией и словом Корана. Тем

самым Ибн Рушд оградил рациональное познание от критики рели-

гии и возможного последующего торможения науки религиозным

фактором. В результате действия всех вышеперечисленных компо-

нентов ответа на вызов Аполлона арабы на протяжении более шести

веков в техническом и научном отношении превосходили Запад. По-

чему же арабская культура не стала источником современной науки,

а научная революция произошла в XVI–XVII вв. в Европе? Чем объ-

ясняется упадок арабской науки после XIV в.? На наш взгляд, изме-

нением в структуре аполлоновского ответа-и-вызова.

Если раньше на религиозный компонент вызова Аполлона давал-

ся сильный ответ, то со временем ответный компонент ослаб. Это

могло быть связано с отсутствием мыслителей уровня и авторитета

Ибн Рушда, способных гармонизировать религию и растущее рацио-

нальное знание. Арабские ученые все больше становились объектом

критики со стороны религиозных кругов. Многие области научного

познания трактовались с религиозной точки зрения как «бесполезные»,

подрывающие систему мира, изложенную в Коране. В XII–XIII вв.

возросло давление со стороны «исламских» (так называемых теоло-

гических) наук, которые противопоставлялись «иностранным

наукам». «Иностранные науки» поддерживались только тогда, когда

они были обоснованы религиозно, т. е. помогали осуществлению ка-