Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
10
Гуманитарный вестник
# 4·2016
со стороны правящей элиты, открытия учебных заведений и библио-
тек, налаживания контактов с другими культурами, продвинувшими-
ся в научно-техническом плане, придания высокого престижа иссле-
довательской работе — следует упомянуть еще об одном
компоненте
арабского
ответа
на вызов Аполлона, касающегося взаимодействия
с религией. Соответствующий ему
компонент вызова
был продуци-
рован одним из крупных исламских мистиков и теологов аль-Газали
(1058–1111), который атаковал философию Авиценны с позиции
фундаментального ислама. Аль-Газали утверждал, что Бог филосо-
фов не является Богом Корана, и если философия приходит в столк-
новение с Кораном, то она должна отступить. Похожие конфликты
встречались в то же самое время и в христианском мире. Сильный
ответ на этот религиозный компонент вызова Аполлона дал наиболее
влиятельный арабский мыслитель — Ибн Рушд, или Аверроэс. В его
менталитете родилась идея принципа интерпретации сур Корана. Эта
идея (ответ на религиозный вызов), сыгравшая важную роль и в за-
падной философии тоже, заключается в том, что не все в Коране
должно пониматься в буквальном смысле. Если буквальное понима-
ние сур Корана кажется противоречащим истинам разума, то суры
должны интерпретироваться метафорически или аллегорически. По-
этому, вопреки аль-Газали, Ибн Рушд полагает, что не может быть
никакого противоречия между философией и словом Корана. Тем
самым Ибн Рушд оградил рациональное познание от критики рели-
гии и возможного последующего торможения науки религиозным
фактором. В результате действия всех вышеперечисленных компо-
нентов ответа на вызов Аполлона арабы на протяжении более шести
веков в техническом и научном отношении превосходили Запад. По-
чему же арабская культура не стала источником современной науки,
а научная революция произошла в XVI–XVII вв. в Европе? Чем объ-
ясняется упадок арабской науки после XIV в.? На наш взгляд, изме-
нением в структуре аполлоновского ответа-и-вызова.
Если раньше на религиозный компонент вызова Аполлона давал-
ся сильный ответ, то со временем ответный компонент ослаб. Это
могло быть связано с отсутствием мыслителей уровня и авторитета
Ибн Рушда, способных гармонизировать религию и растущее рацио-
нальное знание. Арабские ученые все больше становились объектом
критики со стороны религиозных кругов. Многие области научного
познания трактовались с религиозной точки зрения как «бесполезные»,
подрывающие систему мира, изложенную в Коране. В XII–XIII вв.
возросло давление со стороны «исламских» (так называемых теоло-
гических) наук, которые противопоставлялись «иностранным
наукам». «Иностранные науки» поддерживались только тогда, когда
они были обоснованы религиозно, т. е. помогали осуществлению ка-