Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества

Гуманитарный вестник

# 4·2016 3

стагнирует, деградирует или даже погибает. А.Д. Тойнби выделил

два основных вида вызовов: природной и человеческой среды. При-

мерами первых могут служить иссушение почвы, изменение климата,

наступление песков или тропического леса, вызов Посейдона (вызов

моря), заключающийся в необходимости овладения техникой море-

плавания. Примерами вторых — стимул ударов (внешняя агрессия),

стимул ущемления (лишение прав какой-либо части общества), сти-

мул давлений (непрерывное воздействие извне) [1, с. 114–140]. В

настоящее время с существующими вызовами природной среды че-

ловечество в основном научилось успешно справляться благодаря

высокоразвитым науке и технике. Больший интерес для анализа

представляют периодически возникающие антропогенные кризисы,

создающие новые вызовы истории. Существует следующая законо-

мерность: когда обусловленные кризисом изменения массового мен-

талитета адекватны вызову истории, то кризис разрешается, и данное

общество поднимается на более высокую ступень развития. Если же

необходимых изменений в менталитете не происходит, то социум

сходит с исторической арены [2]. Менталитет мы трактуем как сово-

купность социально-психологических особенностей субъекта, детер-

минирующих его специфическое восприятие мира и особый характер

деятельности [3].

Данная статья посвящена экспликации важного вызова социаль-

ной среды, обнаруженного одним из авторов ранее и названного им

«вызов Аполлона» [4, 5]. Сущность этого вызова состоит в том, что

перед обществом периодически встает настоятельная необходимость

разрешения противоречия между растущим рациональным знанием с

его имманентной логикой развития и имеющимися социальными

условиями его разворачивания. Свое наименование концепт получил

по аналогии с введенным А.Д. Тойнби

вызовом Посейдона

(вызов

морской стихии, трудностей мореплавания). Аполлон — Бог Солнца,

света и просвещения, покровитель наук и искусств, предводитель

муз. Ф. Ницше понимал аполлоновское начало как рациональное в

противовес дионисийскому — иррациональному. Рациональное зна-

ние — это логически обоснованное, систематизированное, универ-

сальное знание, получаемое посредством логических рассуждений и

выводов из наблюдений с соблюдением закона достаточного основа-

ния, а не на основе традиции, веры, авторитета, внушения, манипу-

лирования, шантажа. Оно должно характеризоваться «радикальным

исключением мифологических, магических и тому подобных пред-

ставлений, основанных на вере в сверхъестественное» [6, с. 10]. В

рациональном знании количество адекватных моментов больше, чем

неадекватных, и со временем оно увеличивается. Самая значительная

часть этого знания представлена знанием научным, наиболее досто-