Вызов Аполлона и образовательный потенциал общества
Гуманитарный вестник
# 4·2016 3
стагнирует, деградирует или даже погибает. А.Д. Тойнби выделил
два основных вида вызовов: природной и человеческой среды. При-
мерами первых могут служить иссушение почвы, изменение климата,
наступление песков или тропического леса, вызов Посейдона (вызов
моря), заключающийся в необходимости овладения техникой море-
плавания. Примерами вторых — стимул ударов (внешняя агрессия),
стимул ущемления (лишение прав какой-либо части общества), сти-
мул давлений (непрерывное воздействие извне) [1, с. 114–140]. В
настоящее время с существующими вызовами природной среды че-
ловечество в основном научилось успешно справляться благодаря
высокоразвитым науке и технике. Больший интерес для анализа
представляют периодически возникающие антропогенные кризисы,
создающие новые вызовы истории. Существует следующая законо-
мерность: когда обусловленные кризисом изменения массового мен-
талитета адекватны вызову истории, то кризис разрешается, и данное
общество поднимается на более высокую ступень развития. Если же
необходимых изменений в менталитете не происходит, то социум
сходит с исторической арены [2]. Менталитет мы трактуем как сово-
купность социально-психологических особенностей субъекта, детер-
минирующих его специфическое восприятие мира и особый характер
деятельности [3].
Данная статья посвящена экспликации важного вызова социаль-
ной среды, обнаруженного одним из авторов ранее и названного им
«вызов Аполлона» [4, 5]. Сущность этого вызова состоит в том, что
перед обществом периодически встает настоятельная необходимость
разрешения противоречия между растущим рациональным знанием с
его имманентной логикой развития и имеющимися социальными
условиями его разворачивания. Свое наименование концепт получил
по аналогии с введенным А.Д. Тойнби
вызовом Посейдона
(вызов
морской стихии, трудностей мореплавания). Аполлон — Бог Солнца,
света и просвещения, покровитель наук и искусств, предводитель
муз. Ф. Ницше понимал аполлоновское начало как рациональное в
противовес дионисийскому — иррациональному. Рациональное зна-
ние — это логически обоснованное, систематизированное, универ-
сальное знание, получаемое посредством логических рассуждений и
выводов из наблюдений с соблюдением закона достаточного основа-
ния, а не на основе традиции, веры, авторитета, внушения, манипу-
лирования, шантажа. Оно должно характеризоваться «радикальным
исключением мифологических, магических и тому подобных пред-
ставлений, основанных на вере в сверхъестественное» [6, с. 10]. В
рациональном знании количество адекватных моментов больше, чем
неадекватных, и со временем оно увеличивается. Самая значительная
часть этого знания представлена знанием научным, наиболее досто-