Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
2
Гуманитарный вестник
# 4·2016
А.Д. Тойнби «Постижение истории», который он писал с 1934 по
1961 г., концепция вызов-и-ответ приобрела большую популярность.
О различных вызовах говорят политики, экономисты, культурологи,
бизнесмены, правоведы, управленцы и др. Сложно указать сферу, в
которой какой-нибудь заметный ее представитель не артикулировал
бы наличие неких актуальных вызовов. Немалое количество конфе-
ренций, семинаров, выступлений содержат в своем названии слово-
сочетание «современные вызовы» с указанием их причины и (или)
того, перед кем они стоят. Чем можно объяснить такую популярность
модели вызова-и-ответа? На наш взгляд, тем, что она по своей сути
относится к разряду функциональных моделей типа кибернетическо-
го «черного ящика». А эта модель довольна эвристична в силу своей
относительной простоты и интуитивной понятности представления
поведения любой системы в виде зависимости того, что на ее «выхо-
де», от того, что на ее «входе». Если наша система — какое-либо об-
щество, то на входе вызов, а на выходе — ответ. В некоторых очень
сложных случаях можно минимизировать анализ внутреннего содер-
жания социальной системы, рассматривая ее как «черный ящик», ко-
торый на входные сигналы формирует ответы — выходные сигналы,
— и сосредоточить свое внимание на исследовании форм и характе-
ристик ответов. Более сложная задача — превратить «черный ящик»
в «белый ящик», т. е. раскрыть содержание системы и объяснить, по-
чему ответ носил именно такой характер, — может или вообще не
решаться, или решаться по мере возможности. Помимо этого, терми-
ны «вызов» и «ответ» звучат довольно антропоморфно, так что не
удивительно, что такое словоупотребление прочно закрепилось в со-
циально-гуманитарном познании. Соглашаясь с тем, что модель вы-
зова-и-ответа является перспективной при описании социокультур-
ной динамики, возразим против причисления к вызовам совершенно
любых сложностей и проблем социальной системы. На наш взгляд,
вызовом может называться только такая проблема, от разрешения
или неразрешения которой зависит качественное изменение системы
вплоть до того, что неадекватный ответ может привести к утере си-
стемой стабильности и ее распаду.
Согласно А.Д. Тойнби, «вызов побуждает к росту. Ответом на
вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит
себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложне-
ния структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие
стимулов к росту и развитию» [1, с. 99]. Вызов представляет собой
такое испытание, преодолев которое общество получает качественно
новое состояние, которое будет уже по-другому детерминировать его
дальнейшее развитие. Поэтому ответ на вызов — это узловая точка
истории данного общества. Дав неадекватный, слабый ответ, оно