Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

2

Гуманитарный вестник

# 4·2016

А.Д. Тойнби «Постижение истории», который он писал с 1934 по

1961 г., концепция вызов-и-ответ приобрела большую популярность.

О различных вызовах говорят политики, экономисты, культурологи,

бизнесмены, правоведы, управленцы и др. Сложно указать сферу, в

которой какой-нибудь заметный ее представитель не артикулировал

бы наличие неких актуальных вызовов. Немалое количество конфе-

ренций, семинаров, выступлений содержат в своем названии слово-

сочетание «современные вызовы» с указанием их причины и (или)

того, перед кем они стоят. Чем можно объяснить такую популярность

модели вызова-и-ответа? На наш взгляд, тем, что она по своей сути

относится к разряду функциональных моделей типа кибернетическо-

го «черного ящика». А эта модель довольна эвристична в силу своей

относительной простоты и интуитивной понятности представления

поведения любой системы в виде зависимости того, что на ее «выхо-

де», от того, что на ее «входе». Если наша система — какое-либо об-

щество, то на входе вызов, а на выходе — ответ. В некоторых очень

сложных случаях можно минимизировать анализ внутреннего содер-

жания социальной системы, рассматривая ее как «черный ящик», ко-

торый на входные сигналы формирует ответы — выходные сигналы,

— и сосредоточить свое внимание на исследовании форм и характе-

ристик ответов. Более сложная задача — превратить «черный ящик»

в «белый ящик», т. е. раскрыть содержание системы и объяснить, по-

чему ответ носил именно такой характер, — может или вообще не

решаться, или решаться по мере возможности. Помимо этого, терми-

ны «вызов» и «ответ» звучат довольно антропоморфно, так что не

удивительно, что такое словоупотребление прочно закрепилось в со-

циально-гуманитарном познании. Соглашаясь с тем, что модель вы-

зова-и-ответа является перспективной при описании социокультур-

ной динамики, возразим против причисления к вызовам совершенно

любых сложностей и проблем социальной системы. На наш взгляд,

вызовом может называться только такая проблема, от разрешения

или неразрешения которой зависит качественное изменение системы

вплоть до того, что неадекватный ответ может привести к утере си-

стемой стабильности и ее распаду.

Согласно А.Д. Тойнби, «вызов побуждает к росту. Ответом на

вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит

себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложне-

ния структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие

стимулов к росту и развитию» [1, с. 99]. Вызов представляет собой

такое испытание, преодолев которое общество получает качественно

новое состояние, которое будет уже по-другому детерминировать его

дальнейшее развитие. Поэтому ответ на вызов — это узловая точка

истории данного общества. Дав неадекватный, слабый ответ, оно