Г.И. Ловецкий
8
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
пренебрежением. Но никакие аргументы не могут доказать, что наша
система выше. Постепенно мы приходим к пониманию, что доказа-
тельство в моральных вопросах возможно, только если предпослана
некоторая общая система ценностей. Однако в силу того, что этиче-
ские суждения суть просто выражения чувства, определить правиль-
ность какой-либо этической системы невозможно и бессмысленно
спрашивать, является ли такая система истинной. Все, что можно за-
конно исследовать в данном контексте, — моральные привычки не-
которой личности или группы людей и причину таких привычек и
чувств. А это исследование целиком остается в пределах существу-
ющих социальных наук. В таком случае этика оказывается лишь ча-
стью психологии и социологии. А казуистика — это своего рода
упражнение в формальной логике [15, с. 52–60].
Английская писательница и философ А. Мердок берет другую
сторону вопроса, она считает, что, хотя волю как природную энергию
души можно направить на достижение более достойных целей,
именно благо открывает нам эти цели. Сравнение воли и блага не-
уместно: воля — это часть личности, а благо — универсальное состо-
яние. Это трансцендентальная сущность. Таким образом, мы должны
быть устремлены к благу, а не к свободе или к правильным поступкам.
Тем не менее, правильные поступки и свобода в контексте смирения —
это истинное следствие нашего внимания к благу. Иными словами, сна-
чала нужно стремиться к хорошему, а все остальное, достойное внима-
ния, придет само по себе. Если стремиться только к утверждению своей
воли, то это все, что мы в конце концов получим [17].
Принципы фундаментального обоснования этичности поступков:
•
принцип этического утилитаризма, рыночного прагматизма: «я
тебе — ты мне»; «делайте так, как хотелось, чтобы делали вам». Этот
принцип совпадает с некоторыми евангельскими канонами. Однако
эта же этика выступает как символ разобщенности: «это ваши про-
блемы», или «ничего личного, это бизнес»;
•
принцип долга: согласно И. Канту, нравственно, или этично, то,
что соответствует понятию долга и обычно связано с некоторым
страданием;
•
принцип справедливости, его связывают с философией Платона
и Аристотеля;
•
принцип сострадания, который характерен для стран Востока,
но пустил корни на Западе как философия альтруистического эгоиз-
ма и благоговения перед жизнью, как у А. Швейцера.
Осознание надвигающихся техногенных проблем дает основание
новому принципу экологичности, который вводит понятие об экоэти-
ке как концепции, в которой природа и человек неразделимы. Приро-
да и весь окружающий мир в нашей модели такие же живые системы,
как и мы с вами [18, с. 221, 232].