Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 7
плексность исторической ситуации), аполитична (игнорирует ком-
плексность заданных общественных структур и властных отношений),
но именно так она может оправдать даже терроризм по убеждению.
В работах Ю. Хабермаса, Х. Ленка, Г. Строссона, Ж. Деррида
сформировалось представление о том, что этикой будущего может
быть только этика ответственности: вместе с новациями техническо-
го развития почти всегда возникает потребность в новой регламента-
ции, — писал Ю. Хабермас [13, с. 35]. Люди ощущают желание об-
ладать чем-то вроде базового этического ориентира.
Без привязанно-
сти к смыслу, ценностям и нормам человек не сможет вести себя
истинно по-человечески.
Сложилось представление о том, что без минимального основно-
го консенсуса относительно определенных ценностей, норм и пози-
ций достойное человека совместное сосуществование невозможно ни
в малом, ни в большом сообществе. Что означает минимальный ос-
новной консенсус? Применительно к внутреннему миру малого или
большого сообщества это соглашение о возможности решения обще-
ственных конфликтов без насилия; применительно к предпосылкам
экономического и правового порядка это соглашение о наличии же-
лания придерживаться определенного порядка и законов; примени-
тельно к предпосылкам институтов, поддерживающих эти порядки и,
с другой стороны, подчиненных постоянным историческим измене-
ниям, это воля ко всему новому и полное одобрение их существова-
ния, согласие заинтересованных граждан [14, 15].
Итак, согласно принципу справедливости, люди должны согласо-
вывать свои свободы, однако сочетаемость ценностей, в случае если
они не обеспечивают прогресс общества, неминуемо приводит к его
кризису. Согласно принципу ответственности люди должны созна-
тельно брать на себя обязательства за свое благоприятное будущее.
Любая наука начинается с некоторого принципа, который выражает
многообразие всех явлений, ею охватываемых. В этике эту функцию
выполняет принцип ответственности: все люди действуют единооб-
разно, они максимизируют в своих поступках реализуемые ими цен-
ности во имя достижения лучшего результата. Нет отдельной ценно-
сти ответственности, а есть принцип ответственности. Он относится
ко всей совокупности ценностей. Быть ответственным — это значит
эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его
промежутках [16, с. 242].
Английский философ А. Айер показал трудности, которые стоят
перед нами, когда мы думаем и поступаем этически. Когда кто-то не
соглашается с нами относительно моральной ценности некоторых
действий или типа действия, мы чувствуем, что наша собственная
система ценностей выше, и потому говорим о его системе с таким