Previous Page  7 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 7

плексность исторической ситуации), аполитична (игнорирует ком-

плексность заданных общественных структур и властных отношений),

но именно так она может оправдать даже терроризм по убеждению.

В работах Ю. Хабермаса, Х. Ленка, Г. Строссона, Ж. Деррида

сформировалось представление о том, что этикой будущего может

быть только этика ответственности: вместе с новациями техническо-

го развития почти всегда возникает потребность в новой регламента-

ции, — писал Ю. Хабермас [13, с. 35]. Люди ощущают желание об-

ладать чем-то вроде базового этического ориентира.

Без привязанно-

сти к смыслу, ценностям и нормам человек не сможет вести себя

истинно по-человечески.

Сложилось представление о том, что без минимального основно-

го консенсуса относительно определенных ценностей, норм и пози-

ций достойное человека совместное сосуществование невозможно ни

в малом, ни в большом сообществе. Что означает минимальный ос-

новной консенсус? Применительно к внутреннему миру малого или

большого сообщества это соглашение о возможности решения обще-

ственных конфликтов без насилия; применительно к предпосылкам

экономического и правового порядка это соглашение о наличии же-

лания придерживаться определенного порядка и законов; примени-

тельно к предпосылкам институтов, поддерживающих эти порядки и,

с другой стороны, подчиненных постоянным историческим измене-

ниям, это воля ко всему новому и полное одобрение их существова-

ния, согласие заинтересованных граждан [14, 15].

Итак, согласно принципу справедливости, люди должны согласо-

вывать свои свободы, однако сочетаемость ценностей, в случае если

они не обеспечивают прогресс общества, неминуемо приводит к его

кризису. Согласно принципу ответственности люди должны созна-

тельно брать на себя обязательства за свое благоприятное будущее.

Любая наука начинается с некоторого принципа, который выражает

многообразие всех явлений, ею охватываемых. В этике эту функцию

выполняет принцип ответственности: все люди действуют единооб-

разно, они максимизируют в своих поступках реализуемые ими цен-

ности во имя достижения лучшего результата. Нет отдельной ценно-

сти ответственности, а есть принцип ответственности. Он относится

ко всей совокупности ценностей. Быть ответственным — это значит

эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его

промежутках [16, с. 242].

Английский философ А. Айер показал трудности, которые стоят

перед нами, когда мы думаем и поступаем этически. Когда кто-то не

соглашается с нами относительно моральной ценности некоторых

действий или типа действия, мы чувствуем, что наша собственная

система ценностей выше, и потому говорим о его системе с таким