Г.И. Ловецкий
12
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
благ, это диспозиционное свойство, связанное с объективными ха-
рактеристиками объекта, но приписываемое нами благу. Свойство
социальной значимости благ социально сконструировано, т. е. некое
благо может быть социально значимым для одних и не быть таковым
для других [29].
Молодежная среда копирует и зеркально отображает в себе все
наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Ис-
следования молодежных проблем показывают тревожную тенденцию
замены ценностей антиценностями. Среди ценностных установок,
доминирующих сегодня в российском обществе, экспертами были
отмечены следующие антиценности: культ денег, безразличие и ин-
дивидуализм, вседозволенность, циничный прагматизм, культ карье-
ры (не честолюбие, а именно стремление выдавить кого-то и затем
утвердиться любыми способами, обеспечивая себе управленческий
ресурс как средство добывания земных благ), крах семьи (традиции
семьи начинают уступать место верховенству «я»), социальное
иждивенчество, сексуальная распущенность, вредные привычки:
наркомания, алкоголизм, сквернословие. Отсюда неутешительный
вывод о моральной деградации нации, о том, что первопричиной кри-
зиса является нарастающий разрыв между этическими установками и
требованиями социальной среды [30]. Выход из тупика находится в
возврате к утраченным достижениям СССР (комплекс ГТО, закреп-
ление выпускников вузов, управляемая экономика), что само по себе
указывает на аккуратное отношение к прошлому, а не огульное его
порицание. Но это не касается моральных предписаний, которые ка-
тегорически противоречат принятым на вооружение установкам.
Связано это не только с тем, что за последние десятилетия социо-
культурная среда качественно изменилась и до такой степени, что
степень понимания смысловых доминант одного и того же художе-
ственного произведения (и политического события. —
Г.Л.
) у пред-
ставителей разных социоментальных групп сильно разнится [31], но
с тем, что власть перестала выполнять свою главнейшую функцию —
задавать вектор внутренних устоев личности, придающих ей устой-
чивость в ситуации неопределенности.
Один из оригинальных умов XIX в., русский мыслитель И.В. Ки-
реевский (1806–1856), узрел такого рода опасность и пытался повер-
нуть внимание человека к подлинным истокам нравственности.
С этой целью он организовал перевод с древнегреческого языка на
русский и издание выдающихся произведений отцов-основателей
церкви, что заложило фундамент для Золотого века русской религи-
озной философии и Серебряного века русской литературы, на кото-
рых воспитывались поколения. Вместе с тем, понимая недостаточ-
ность этой меры, И.В. Киреевский, критически осмысливая достиже-