Г.И. Ловецкий
10
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
ется попыткой умышленно ввести в заблуждение, граничащей с от-
кровенной ложью. Они оба направлены на создание впечатления, что
человек думает или верит во что-то, хотя он никогда не говорил это-
го. Главная цель надувательства заключается в создании не отдель-
ной реальности через изменение фактов, а ошибочного впечатления
об ораторе. К примеру, большая политическая речь не направлена на
объяснение реального положения дел в мире, но призвана показать
оратора как большого патриота, духовного человека или поборника
нравственности.
Ложь — это точно рассчитанное действие, во лжи присутствует
элемент мастерства, так как нам нужно создать вымысел, противоре-
чащий фактам или общепринятой морали. Мастеру брехни не нужно
подтасовывать или изменять факты, потому что он может выставлять
их в таком свете, который поддерживает или оправдывает его по-
ступки. В отличие от лжеца или честного человека, мастер брехни не
обращает особого внимания на факты; они важны лишь в той степе-
ни, в какой помогают ему «замести следы». Общий вывод таков:
брехня — это больший враг истины, чем ложь [21, с. 204, 206].
Оказавшись в довольно сложной ситуации, человек, чтобы оста-
ваться ответственным, несмотря на вопиющую безответственность
окружения по отношению к нему самому, должен рассчитывать на
собственные силы.
Однако по плечу ли отдельному человеку такая задача? Тем бо-
лее что у человечества нет объединяющей идеи, нет общего мораль-
ного горизонта, кроме идеи ненасилия. Ненасилие, по мнению вид-
ного философа-этика А.А. Гусейнова, — новая духовно-практическая
высота, которую человечество должно взять для того, чтобы выжить
и уберечь достижения цивилизации. Этому нет никакой альтернати-
вы [22].
Схема распространения насилия выглядит так: люди не становят-
ся убийцами в одночасье, для этого требуется эмоциональная брута-
ция, мотивируемая страхом за себя, местью за своих и дегуманизаци-
ей образа противника, к которому перестают применяться человече-
ские нормы [23]. Возможно, что и в этом случае совершается выбор
между добродетелью и благоденствием. По крайней мере, дегумани-
зация образа людей, в отношении которых будут использоваться
оружие и наркотики как товары, которые продаются, есть практиче-
ское отношение их продавцов к реальности: они успешны, благодаря
получаемым доходам, способы происхождения которых они, впро-
чем, всегда будут скрывать.
А может быть на развилке «насилие — ненасилие» работают
наши бионейрофизиологические механизмы? Крупнейший матема-
тик и физик-теоретик современности, английский ученый Р. Пенроуз