Previous Page  3 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 3

раздоры и междоусобицы не прекращались. И тогда мыслитель

усмотрел стратегическую линию в разработке законов, гарантирую-

щих справедливость, и в концепции твердой воли государства, кото-

рое должно выступить гарантом неукоснительного соблюдения зако-

нов. С ним был солидарен Аристотель. «Замечательно единомыслие,

единодушие, — говорит он, — однако необходимы законы. Без зако-

нов, как и без рода, без племени, нет очага, человек только и ждет

войны» [2, с. 378–379].

Вместе с тем Аристотель проницательно заметил, что благо и

счастье каждый представляет себе, исходя из собственного образа

жизни, поэтому надо быть осторожными в советах и предписаниях

относительно индивидуального счастья. Каждый человек имеет свой

путь к правильной жизни, основанный на уникальном потенциале,

который он может реализовать. Вместо того, чтобы искать счастье в

достижении цели как таковой, наша задача состоит в стремлении к

наиболее осмысленной жизни, а счастье при этом придет естествен-

ным образом. Для того, чтобы называть счастье высшим благом, сле-

дует прояснить его суть. Может быть это и получится, если принять

во внимание назначение человека. При этом мы должны исключить

из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста, жизнь с точ-

ки зрения чувства. Тогда получится, что назначение человека — дея-

тельность души, согласованная с суждением или не без участия суж-

дения. А еще точнее — человеческое благо представляет собой дея-

тельность души сообразно добродетели, а если добродетелей

несколько — то сообразно наилучшей и наиболее полной и совер-

шенной из них. Добавим к этому: за полную человеческую жизнь.

Справедливость есть некое согласие добродетелей (благоразумия,

мужества, воздержанности) друг с другом, в этом союзе правит ра-

зум, но все же точнее будет сказать, что они взаимно дополняют друг

друга. Человеческой добродетелью мы называем добродетель не те-

ла, но души, и счастьем мы называем тоже деятельность души. Если

это так, то государственному человеку нужно в известном смысле

знать то, что относится к душе.

Итак, исходной точкой этической теории Аристотеля является

счастье, а людей он считал рациональными существами, принимаю-

щими решения, которые приводят их к конечному благу. Таким обра-

зом наше счастье зависит от правильных решений.

Античные философы и их последователи в Средние века сформу-

лировали все основные позиции, которые, казалось бы, исчерпали

проблему. Жизнь, между тем, выдавала совершенно противополож-

ные результаты: власть оказывалась в руках порочных и жадных, не-

справедливых и жестоких.

И на заре немецкой классической философии было зафиксирова-

но принципиально иное понимание природы человека: люди вообще