Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 3
раздоры и междоусобицы не прекращались. И тогда мыслитель
усмотрел стратегическую линию в разработке законов, гарантирую-
щих справедливость, и в концепции твердой воли государства, кото-
рое должно выступить гарантом неукоснительного соблюдения зако-
нов. С ним был солидарен Аристотель. «Замечательно единомыслие,
единодушие, — говорит он, — однако необходимы законы. Без зако-
нов, как и без рода, без племени, нет очага, человек только и ждет
войны» [2, с. 378–379].
Вместе с тем Аристотель проницательно заметил, что благо и
счастье каждый представляет себе, исходя из собственного образа
жизни, поэтому надо быть осторожными в советах и предписаниях
относительно индивидуального счастья. Каждый человек имеет свой
путь к правильной жизни, основанный на уникальном потенциале,
который он может реализовать. Вместо того, чтобы искать счастье в
достижении цели как таковой, наша задача состоит в стремлении к
наиболее осмысленной жизни, а счастье при этом придет естествен-
ным образом. Для того, чтобы называть счастье высшим благом, сле-
дует прояснить его суть. Может быть это и получится, если принять
во внимание назначение человека. При этом мы должны исключить
из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста, жизнь с точ-
ки зрения чувства. Тогда получится, что назначение человека — дея-
тельность души, согласованная с суждением или не без участия суж-
дения. А еще точнее — человеческое благо представляет собой дея-
тельность души сообразно добродетели, а если добродетелей
несколько — то сообразно наилучшей и наиболее полной и совер-
шенной из них. Добавим к этому: за полную человеческую жизнь.
Справедливость есть некое согласие добродетелей (благоразумия,
мужества, воздержанности) друг с другом, в этом союзе правит ра-
зум, но все же точнее будет сказать, что они взаимно дополняют друг
друга. Человеческой добродетелью мы называем добродетель не те-
ла, но души, и счастьем мы называем тоже деятельность души. Если
это так, то государственному человеку нужно в известном смысле
знать то, что относится к душе.
Итак, исходной точкой этической теории Аристотеля является
счастье, а людей он считал рациональными существами, принимаю-
щими решения, которые приводят их к конечному благу. Таким обра-
зом наше счастье зависит от правильных решений.
Античные философы и их последователи в Средние века сформу-
лировали все основные позиции, которые, казалось бы, исчерпали
проблему. Жизнь, между тем, выдавала совершенно противополож-
ные результаты: власть оказывалась в руках порочных и жадных, не-
справедливых и жестоких.
И на заре немецкой классической философии было зафиксирова-
но принципиально иное понимание природы человека: люди вообще