Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 13
ния немецкой классической философии, усматривал начала нрав-
ственности в глубинной природе людей. Рассуждая о ситуации не-
определенности, в которой оказался человек в середине XIX в., фи-
лософ призывал, в духе лучших традиций античной и христианской
мысли, отыскать такую точку в человеке, где сходятся в гармонии
разум, воля и вера.
Прошли столетия, но и сегодня каждый человек на пороге взрос-
ления интуитивно ищет такую точку в себе самом, однако многие
вскоре бросают поиски как безнадежное занятие, не получив внеш-
нюю поддержку не только со стороны окружающих, но прежде всего
из-за отсутствия особого вектора, присутствующего во всем обще-
стве, и который транслировался бы властью. Проблема современного
человека состоит в том, что опасная бездеятельность государства
(властной элиты), проистекающая из технологий брехни и изворот-
ливости, с помощью которых она пытается сохранить уровень дове-
рия народа к себе, нивелирует идеалы добра, и это место занимают
совсем иные образы и примеры.
Однако новые поколения неизбежно оказываются в ситуации Ге-
ракла и вынуждены, как и он, опираться лишь на внутреннее «я».
А психика человека состоит как будто из двух темпоральных слоев:
архаического, преимущественно бессознательного, сохраняющего
тип мышления и поведения древнего человека, и современного, т. е.
социализированного в соответствии с требованиями той эпохи, в ко-
торой живет человек. Это и понятно, если принять во внимание, что
мозговые структуры человека формировались не одномоментно, а на
протяжении миллионов лет: формирование так называемого реп-
тильного, или старого, мозга началось примерно 150 млн лет назад,
лимбической мозговой структуры — 110 млн лет назад, а неокортек-
са — 40 млн лет назад. Так они и сосуществуют, разделенные, но
вместе, проявляясь то в ситуации предельной опасности для жизни,
то в упорном изматывающем труде, то в минуты размышлений или
внутренней радости.
Архаическое мышление всегда живет в человеке, оно неустрани-
мо, как и символы, порожденные им. Немецкие философы Э. Касси-
рер и М. Хайдеггер предложили довольно удачное понимание основ
архаического сознания, фактически анализируя бытие человека как
его «вчувствование» в мир, проживание его, указывая на присутствия
некоторых сторон архаического сознания в сознании современного
человека. К символическим формам Э. Кассирер относил язык, миф,
искусство — базовые признаки человеческого, справедливо указы-
вая, что все они как духовные образования восходят к какому-то пер-
вичному, глубинному слою действительности, которая и проявляется
через них, и скрывается за ними [11, 32]. Расшифровывая символы,