Previous Page  13 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 13

ния немецкой классической философии, усматривал начала нрав-

ственности в глубинной природе людей. Рассуждая о ситуации не-

определенности, в которой оказался человек в середине XIX в., фи-

лософ призывал, в духе лучших традиций античной и христианской

мысли, отыскать такую точку в человеке, где сходятся в гармонии

разум, воля и вера.

Прошли столетия, но и сегодня каждый человек на пороге взрос-

ления интуитивно ищет такую точку в себе самом, однако многие

вскоре бросают поиски как безнадежное занятие, не получив внеш-

нюю поддержку не только со стороны окружающих, но прежде всего

из-за отсутствия особого вектора, присутствующего во всем обще-

стве, и который транслировался бы властью. Проблема современного

человека состоит в том, что опасная бездеятельность государства

(властной элиты), проистекающая из технологий брехни и изворот-

ливости, с помощью которых она пытается сохранить уровень дове-

рия народа к себе, нивелирует идеалы добра, и это место занимают

совсем иные образы и примеры.

Однако новые поколения неизбежно оказываются в ситуации Ге-

ракла и вынуждены, как и он, опираться лишь на внутреннее «я».

А психика человека состоит как будто из двух темпоральных слоев:

архаического, преимущественно бессознательного, сохраняющего

тип мышления и поведения древнего человека, и современного, т. е.

социализированного в соответствии с требованиями той эпохи, в ко-

торой живет человек. Это и понятно, если принять во внимание, что

мозговые структуры человека формировались не одномоментно, а на

протяжении миллионов лет: формирование так называемого реп-

тильного, или старого, мозга началось примерно 150 млн лет назад,

лимбической мозговой структуры — 110 млн лет назад, а неокортек-

са — 40 млн лет назад. Так они и сосуществуют, разделенные, но

вместе, проявляясь то в ситуации предельной опасности для жизни,

то в упорном изматывающем труде, то в минуты размышлений или

внутренней радости.

Архаическое мышление всегда живет в человеке, оно неустрани-

мо, как и символы, порожденные им. Немецкие философы Э. Касси-

рер и М. Хайдеггер предложили довольно удачное понимание основ

архаического сознания, фактически анализируя бытие человека как

его «вчувствование» в мир, проживание его, указывая на присутствия

некоторых сторон архаического сознания в сознании современного

человека. К символическим формам Э. Кассирер относил язык, миф,

искусство — базовые признаки человеческого, справедливо указы-

вая, что все они как духовные образования восходят к какому-то пер-

вичному, глубинному слою действительности, которая и проявляется

через них, и скрывается за ними [11, 32]. Расшифровывая символы,