Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 5
данной цели. А относительно понятия «выгода» даже Дж. Ст. Милль
выразился в том смысле, что выгодность противоположна долгу и
означает обыкновенно что-то выгодное лично для действующего ли-
ца, но вредное для общего блага [6].
Стремление к пользе, успеху, эффективности предполагает по-
груженность человека в реальность как таковую, учет им наличных
обстоятельств и сложившегося порядка вещей. Дж. Дьюи пришел к
выводу, что и истину нам следует понимать как инструментальное по
своему характеру верование или установление удовлетворительного
соотношения между субъектом и контекстом, в котором совершается
познание [7, с. 91, 92].
В XX в. в России была предпринята попытка реального воплоще-
ния некоторых черт утопических идеалов. А. де Сен-Симона сфор-
мулировал положение о том, что права промышленников налагают на
них и известные обязанности по отношению к пролетариату.
Ш. Фурье, «социальный Ньютон» Франции, рисовал себе реализацию
лучшего социального строя не методом развития общества в направ-
лении осознанных принципов справедливости и истины, а методом
полной ломки старого во имя более или менее произвольно измыш-
ленного идеала. Р. Оуэн обратился к промышленному классу, чтобы
побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача
которых заключалась в организации всеобщего счастья при посред-
стве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви
к ближнему и истинном познании человеческой природы. Этими иде-
ями увлекались А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский.
Идеалы братства, равенства, свободы взял на вооружение большевизм,
путь к реализации этих идеалов оказался непрост. В.И. Ленин — осно-
ватель первого в мире социалистического государства — смог пере-
смотреть уроки начального этапа воплощения социальных идеалов и
предложить новую экономическую и социальную политику, которую
после смерти вождя отвергли его последователи. По оценке многих
сторонних наблюдателей, в том числе Дж. Дьюи, люди в России жи-
ли, охваченные необычайным энтузиазмом, нигде и никогда не
встречавшимся ранее. Подобный эмоциональный подъем в СССР
приходится на годы так называемой «оттепели», наступившие после
смерти И.В. Сталина.
Американский философ Дж. Ролз, проявляя симпатии к опыту
социальных преобразований в СССР, показывает связь идеи блага с
либеральными ценностями. Изначальная позиция состоит в том, что
каждый должен знать собственное место в обществе с точки зрения
социального статуса, силы ума и других способностей не криминаль-
ного характера. И никто в таком случае не должен добиваться приви-
легий — таков принцип всеобщей справедливости, из которого про-