Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 11
нашел зависимость воли человека от случайной конфигурации и кол-
лапсов квантовых частиц, влияющих на нейрофизиологические пат-
терны мозга [24, с. 393]. Российский философ Р.Г. Апресян также
настаивал на том, что Мораль — от Природы [25, с. 33]. Конечно,
моральные суждения не являются свойствами молекул нашего орга-
низма, но это применительно к каждой молекуле в отдельности (пла-
неты не существует в отдельности от звездных систем), а вот их ан-
самбли, возможно, образуют такие специфические цепи, которые де-
лают человека сторонником альтруизма или эгоизма, склонным к
жестокости (у некоторых детей в раннем возрасте обнаруживаются
наклонности мучить животных) или состраданию. И в этом отноше-
нии мы разделяем гипотезу техно-гуманитарного баланса, которая гла-
сит, что во всей человеческой истории и предыстории реализовывался
закон, согласно которому чем выше мощь производственных и боевых
технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции
необходимы для сохранения общества [26, с. 243–262]. И все же в ос-
нове глобальных процессов, в которые включен человек, лежат лич-
ностные мотивы.
Если же насилие проистекает из экзистенциального выбора, ко-
торый мы, как Геракл, делаем на заре нашей жизни, тогда встает во-
прос о социальном окружении, и оно имеет свои жесткие параметры.
Сжимавшаяся многие годы пружина частного интереса в 1990-х гг.
распрямилась, и к власти пришли сторонники либерально ориенти-
рованной экономики. Либерализм — это система концепций свобо-
ды, прежде всего экономической, что уже таит в себе конфликт сво-
боды и равенства, а либерализм той эпохи был откровенно ориенти-
рован на частные интересы и апеллировал к самым низменным
побуждениям. Человек в практике такого рода либерализма все
больше утрачивает субъективность, становясь объектом манипулирова-
ния и виртуальным предметом фабрикации «воли общества» [27].
Причины подобного явления кроются в том, что, несмотря на об-
разованность многих представителей правящих кругов, их картина
мира и профессиональное мировоззрение редуцированы к простей-
шим образам и ценностям самовоспроизводства в системе власти.
Такой вывод порождает глубокий пессимизм в оценке сценариев пе-
рехода к новому уровню развития страны на основе энтузиазма лю-
дей, порождаемого справедливым отношением к их жизнедеятельно-
сти. И невольно возникают вопросы: есть ли в отечественной элите
люди, способные преодолеть очарование властью ее ресурсами и
начать профессионально работать на общество; возможно ли и при ка-
ких условиях ценностное обновление элитарного сознания; смогут ли
ныне живущие поколения увидеть результаты такого обновления? [28].
Природа этичного не поддается количественному анализу, субъ-
ективно значимое благо не является следствием только объективных