Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

4

Гуманитарный вестник

# 2

2016

не рациональные существа, потому что они вероятностны по свой

сути, — писал Г. Лейбниц, — вероятность — это объективная кате-

гория, ее надо вывести из природы вещей [3, с. 60, 206, 212].

Его современник Б. Спиноза заметил, что если законы природы

единообразны, то они применяются ко всем вещам и, таким образом,

аффекты ненависти, гнева, зависти, рассматриваемые сами в себе,

вытекают из той же необходимости и могущества природы, как и все

остальные единичные вещи. Добродетельность — это действие в со-

ответствии со своей природой на основе стремления к тому, что по-

лезно для нас, а то, что препятствует развитию ума, нельзя считать

благом [4]. Б. Спиноза проводит различие между «полноценными»

идеями, или жизненными истинами, которые мы создаем сами с по-

мощью откровений или работы ума и которые приводят к обоснован-

ным действиям, и неполноценными идеями, которые заставляют нас

действовать неосознанно. Жизнь под властью неполноценных идей

приводит к пассивному состоянию, в котором человек отдан на волю

страстей и событий. Наше жизненное предназначение состоит в пе-

реходе от неполноценных идей к полноценным и отказе от слепых

эмоций и привязанностей, с тем, чтобы мы могли увидеть Вселенную

так, как ее видит Бог.

Ж. Делез предпочитает говорить об адекватных и неадекватных

идеях Спинозы. Неадекватная идея — это идея, которая свертывает,

как формально, так и материально, утрату знания о своей собствен-

ной причине. Скажем, что такое зло? Это разрушение, разложение

связности, как действие яда на живой организм. В Природе вообще

нет ни Добра, ни Зла, но есть хорошее и дурное, полезное и вредное

для каждого существующего модуса. Зло является дурным с точки

зрения того или иного модуса. Зло — это не что-то, это ничто, пото-

му что только добро определяет все что есть, вынуждает вещи быть

[5, с. 120, 206, 212].

И. Кант известен своей формулой: тот, кто поступает безнравствен-

но, тот нелогичен. Но Г. Лейбниц, как мы видели, к тому времени уже

сформулировал положение о вероятностной природе человека.

Из истории интеллектуальной мысли известны такие системы, в

которых нравственность не занимает приоритетных позиций — это

гедонизм и прагматизм, а также утилитаризм — этика пользы. Прин-

цип пользы выражается в максиме: исходя из своего интереса, извле-

кай из всего пользу. Утилитарное мышление использует и другие

ценностные понятия: успех (достижение результатов, близких к за-

думанным в качестве цели), эффективность (достижение результатов

с наименьшими затратами), выгода. Такая концепция явно не стыко-

валась с Аристотелем, который пришел к выводу о том, что польза —

это характеристика всего лишь средств, годных для достижения за-