Г.И. Ловецкий
4
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
не рациональные существа, потому что они вероятностны по свой
сути, — писал Г. Лейбниц, — вероятность — это объективная кате-
гория, ее надо вывести из природы вещей [3, с. 60, 206, 212].
Его современник Б. Спиноза заметил, что если законы природы
единообразны, то они применяются ко всем вещам и, таким образом,
аффекты ненависти, гнева, зависти, рассматриваемые сами в себе,
вытекают из той же необходимости и могущества природы, как и все
остальные единичные вещи. Добродетельность — это действие в со-
ответствии со своей природой на основе стремления к тому, что по-
лезно для нас, а то, что препятствует развитию ума, нельзя считать
благом [4]. Б. Спиноза проводит различие между «полноценными»
идеями, или жизненными истинами, которые мы создаем сами с по-
мощью откровений или работы ума и которые приводят к обоснован-
ным действиям, и неполноценными идеями, которые заставляют нас
действовать неосознанно. Жизнь под властью неполноценных идей
приводит к пассивному состоянию, в котором человек отдан на волю
страстей и событий. Наше жизненное предназначение состоит в пе-
реходе от неполноценных идей к полноценным и отказе от слепых
эмоций и привязанностей, с тем, чтобы мы могли увидеть Вселенную
так, как ее видит Бог.
Ж. Делез предпочитает говорить об адекватных и неадекватных
идеях Спинозы. Неадекватная идея — это идея, которая свертывает,
как формально, так и материально, утрату знания о своей собствен-
ной причине. Скажем, что такое зло? Это разрушение, разложение
связности, как действие яда на живой организм. В Природе вообще
нет ни Добра, ни Зла, но есть хорошее и дурное, полезное и вредное
для каждого существующего модуса. Зло является дурным с точки
зрения того или иного модуса. Зло — это не что-то, это ничто, пото-
му что только добро определяет все что есть, вынуждает вещи быть
[5, с. 120, 206, 212].
И. Кант известен своей формулой: тот, кто поступает безнравствен-
но, тот нелогичен. Но Г. Лейбниц, как мы видели, к тому времени уже
сформулировал положение о вероятностной природе человека.
Из истории интеллектуальной мысли известны такие системы, в
которых нравственность не занимает приоритетных позиций — это
гедонизм и прагматизм, а также утилитаризм — этика пользы. Прин-
цип пользы выражается в максиме: исходя из своего интереса, извле-
кай из всего пользу. Утилитарное мышление использует и другие
ценностные понятия: успех (достижение результатов, близких к за-
думанным в качестве цели), эффективность (достижение результатов
с наименьшими затратами), выгода. Такая концепция явно не стыко-
валась с Аристотелем, который пришел к выводу о том, что польза —
это характеристика всего лишь средств, годных для достижения за-