Previous Page  14 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 19 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

14

Гуманитарный вестник

# 2

2016

человек может заново обнаружить порождающую их жизнь. Соглас-

но английскому этику Дж. Муру, абсолютной моральной ценностью

обладает также идеал. Дж. Мур выделял три значения слова идеал:

1) Абсолютное Добро; 2) наилучшее из возможных в этом мире по-

ложений вещей, или конечная цель; 3) высшая степень добра самого

по себе [25, с. 84, 129]. Молодежь непременно находит идеалы, тако-

ва природа начального периода осмысленной жизни.

Шестилетняя девочка задает вопрос: а что будет, если все злые

люди погибнут, будет ли хорошо всем нам? И сама же отвечает —

нет, нам станет неинтересно жить, да и по новостям нечего будет

смотреть. Действительно, можно ли отделить зло от добра, насилие

от ненасилия: еще Платон заметил, что врачевание без применения

насилия над телом больного невозможно, но это для того, чтобы че-

рез кратковременное страдание избавиться от опасного недуга; точно

так же без принуждения ребенка к последовательным действиям в

письме, счете, физических упражнениях невозможно получить гра-

мотного и выносливого человека. И государство, на которое мы воз-

лагаем наши последние надежды в наведении порядка и уничтоже-

нии преступности, карает нас, когда мы не платим налоги или нару-

шаем правила дорожного движения. Зло и добро, насилие и

ненасилие кружат одно относительно другого, будучи следствием

одного механизма. Как закручиваются вихри Вселенной (в недрах

галактики Млечный Путь скрываются две черные дыры, которые ка-

ким-то образом взаимодействуют между собой, порождая вихревое

явления), так закручиваются в общении друг с другом два человека,

образуя неустойчивые, но системообразующие конфигурации двух

воль, двух вер, двух разумов. Зло не только уничтожает добро (бла-

го), но и другое зло, а добро воспроизводит зло в силу своей наивно-

сти и беспечности. В этой вечной вихревой ситуации и находится со-

временный человек, который не только должен, но и вынужден само-

стоятельно принимать решение и быть последовательным, иначе он

будет действовать нелогично: сегодня так, а завтра так, и исчезнет

его смысл, его сущность.

Человечество только подошло к необходимости этики ответ-

ственности и еще не имеет опыта, как ее осуществить. Что взять на

вооружение — метод штанги (взвешивать любые решения на пред-

мет наибольшей пользы и наибольшего вреда) или метод золотой се-

редины (лавируя между тем и другим) [33]. Думается, что все это

плохо, поскольку возлагается на принимающего решение, а оно бу-

дет ему на пользу, поскольку он, как и другие, не наделен боже-

ственным умом.

На наш взгляд, начинать можно с кодекса ответственности как

документа, принимаемого всеми вступающими на государственные