Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 1
УДК 001:1 DOI 10.18698/2306-8477-2016-02-339
Добродетель и Благоденствие:
проблема Геракла и современной молодежи
© Г.И. Ловецкий
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Рассмотрена проблема морального поступка и морального выбора. Делается вы-
вод о том, что моральное действие — результат микросдвига во взаимодействии
сил внутреннего мира человека (разума, воли и веры) при обдумывании и принятии
решения в пользу той или иной системы символичного представления реальности,
где противостоят друг другу силы добра и зла. Этика ответственности знамену-
ет этап активного участия государства в деле благополучия и мирного сосуще-
ствования граждан и стран. И проблема моральной ответственности личности
тем самым не устраняется.
Ключевые слова:
благо, справедливость, практическая польза, этика ответ-
ственности, жизненный выбор молодежи, моральное действие.
Среди сказаний о Геракле, сыне Зевса и величайшем герое Элла-
ды, есть история о том, как он выбирал свой жизненный путь. Нахо-
дясь в глубоком раздумье, Геракл вдруг представил, что к нему по-
дошли две женщины, одна из которых была миловидной с чертами
врожденного благородства — Добродетель, а вторая упитанная, туч-
ная и мягкотелая — ее звали Благоденствие, или Порочность. Первая
призывала Геракла в трудах своих добывать и славу, и почет, и здо-
ровье, и блага. Вторая обещала легкий и короткий путь к беззаботной
и приятной жизни.
Проблема выбора одной из этих дорог и сегодня встает перед
подрастающим поколением. Молодой человек, подобно Гераклу, еще
не имеет жизненного опыта, и ему приходится полагаться на врож-
денную мудрость, на советы отцов и матерей, на сложившееся в дет-
стве понимание того, что есть добро и зло. Однако новый жизненный
этап разительно отличается от детского мира, потому что взросление
сопровождается иными возможностями (разрешено то, что нельзя
было ребенку) и искушениями, которым можно или поддаться, или
противостоять. Мир повзрослевшего человека осмысливается, в нем
колоссальную роль начинает играть символьное начало.
Глубокие интеллектуальные размышления Сократа, Платона,
Аристотеля, философов-стоиков преследовали цель первейшей важ-
ности — усмирить нрав людей, направить их разум на служение
высшим идеалам и ценностям. Создав Академию, в которую прини-
мались лишь сведущие в геометрии, Платон читал слушателям курс