Г.И. Ловецкий
2
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
«Вокруг Блага», а в качестве исследовательского проекта предложил
им геометрически представить гармонию звездного неба, заключив,
что ничто иное не организовано так прекрасно и логично, и, поняв
закономерности мироздания, мы можем взять их в качестве принци-
пов земной жизни. Каждый слушатель по итогам обучения, в кото-
ром благо получало геометрическую модель-копию, должен был
представить учителю проект организации справедливой жизни в сво-
ем полисе. Воплощение замысла дало великолепные результаты в
виде фундаментальных достижений в геометрии и астрономии, фор-
мировании античной науки как комплекса естественнонаучных зна-
ний, в развитии философии и учений об этике, однако реалии не под-
давались подобным манипуляциям. Причину Платон видел в том, что
человек мечется между двумя мирами, не находя себе места. И если о
мире чувственном он имеет хотя бы какое-то представление, полагая,
что это и есть подлинный мир, то узреть мир идей он самостоятельно
не может, его надо привести к нему по довольно сложному пути —
от чувственного восприятия к рефлексии (произвольным объяснени-
ям и гипотезам) и далее к чистому (понятийному) мышлению. При-
обретя «очи ума», человек увидит, что вселенная двойственна, она
объемлет два мира — мир идей и мир отображающих эти идеи ве-
щей. Познание мира также двойственно — разум и чувства. Дуали-
стичен и мир вещественный — он состоит из тела и души; будучи
телом, человек не подчинен закону необходимости или причинности;
но, обладая душой, он следует велениям разума. Итак, расколотая
надвое Вселенная, два вида закономерностей, две формы познания —
вот что начертал Платон твердой и сильной рукой на скрижалях ис-
тории философии.
Как же жить человеку в этом мире? Является ли добродетель тем,
чему можно обучать? Если бы это было так, то людей можно было
бы сделать добродетельными раньше, чем научить музыке и состяза-
ниям. Но добродетели, по-видимому, нельзя научить. И если она дей-
ствительно не познаваема и люди рождаются хорошими по природе,
то, вероятно, существуют добрые натуры, которым свойственна че-
ловеческая добродетель? Но так ли это? Платон уверяет нас, что доб-
родетель присуща тем, кто ею владеет по божественному уделу, а са-
мые счастливые и блаженные — это те, кто реализовал ее в деятель-
ности, полезной народу и гражданам; имя этой добродетели —
рассудительность и справедливость. Но ведь благо есть и начало вся-
кой пользы, и можно сказать, что благо — от Бога; а такому началу
соответствует цель, состоящая в уподоблении божеству [1, с. 353, 466].
Однако диалоги Платона, в которых он призывал граждан заду-
маться над высоким предназначением человека, с трудом прокладыва-
ли дорогу не только в умах собеседников, но и в устоях общества —