Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 15
должности, согласно которому при совершении деяний, превышаю-
щих их должностные полномочия или приобретения имущества, сто-
имость которого выходит за рамки основного дохода, должностное
лицо добровольно уходит в отставку до открытия дела о привлечении
его к административной ответственности.
Однако этика ответственности знаменует этап активного участия
государства в деле благополучия и мирного сосуществования граж-
дан и стран, и проблема морального выбора личности тем самым не
снимается.
Следует различать понятия «моральный поступок» (отражение
того, что уже случилось) и «моральный выбор» (осмысленное и до-
статочно рациональное решение) от понятия «моральное действие»
(не вполне осознаваемое личностью явление, предшествующее мо-
ральному выбору и тем более моральному поступку). Представим
себе ту точку в человеке как монаду Г. Лейбница, которая отражает
гармонию разума, воли и веры: в том случае, когда три силы лично-
сти оказались в этой точке, (а)моральный выбор и (а)моральный по-
ступок будут проистекать из этого начала; когда единства нет (а это
бывает чаще всего), имеет место дисбаланс сил, ни одна из которых
окончательно не в состоянии влиять на (а)моральный выбор и
(а)моральный поступок — вот здесь (запутавшийся разум, или при-
родная слабость ума; ослабленная воля; эмоциональный всплеск)
наступает предельный момент, когда встречаются символьные пред-
ставления о добре и зле в пользу которых разум, воля или вера со-
вершают необъяснимый рационально микросдвиг (символьный ска-
чок, фазовый переход в пользу той или иной системы ценностных
представлений, которые предстают как дихотомия добра и зла).
Таким образом, моральное действие, как в случае Геракла, — это
результат микросдвига во взаимодействии сил разума, воли и веры
при обдумывании и принятии решения в пользу той или иной систе-
мы символичного представления реальности, где противостоят друг
другу силы добра и зла.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Платон.
Диалоги
. Москва, Мысль, 1986, 607 с.
[2]
Аристотель.
Сочинения
. В 4-х т, т. 4. Москва, Мысль, 1983, 830 с.
[3]
Философия науки.
Вып. 1. Проблемы рациональности. Москва, ИФ РАН,
1995, 325 с.
[4]
Спиноза Б.
Этика
. Санкт-Петербург, Аста-пресс Ltd, 1993, 248 с.
[5]
Делез Ж.
Спиноза и проблема выражения
. Москва, Институт общегумани-
тарных исследований, 2014, 320 с.
[6]
Милль
Дж.Ст.
Утилитаризм
. Ростов-на-Дону, Донской издательский дом,
2013, 240 с.
[7]
Юлина Н.С. Джон Дьюи. В кн.:
Философы двадцатого века. Кн. 1.
Москва,
Изд-во «Искусство ХХI век», 2004, 367 с.