Previous Page  15 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 19 Next Page
Page Background

Добродетель и Благоденствие: проблема Геракла и современной молодежи

Гуманитарный вестник

# 2

2016 15

должности, согласно которому при совершении деяний, превышаю-

щих их должностные полномочия или приобретения имущества, сто-

имость которого выходит за рамки основного дохода, должностное

лицо добровольно уходит в отставку до открытия дела о привлечении

его к административной ответственности.

Однако этика ответственности знаменует этап активного участия

государства в деле благополучия и мирного сосуществования граж-

дан и стран, и проблема морального выбора личности тем самым не

снимается.

Следует различать понятия «моральный поступок» (отражение

того, что уже случилось) и «моральный выбор» (осмысленное и до-

статочно рациональное решение) от понятия «моральное действие»

(не вполне осознаваемое личностью явление, предшествующее мо-

ральному выбору и тем более моральному поступку). Представим

себе ту точку в человеке как монаду Г. Лейбница, которая отражает

гармонию разума, воли и веры: в том случае, когда три силы лично-

сти оказались в этой точке, (а)моральный выбор и (а)моральный по-

ступок будут проистекать из этого начала; когда единства нет (а это

бывает чаще всего), имеет место дисбаланс сил, ни одна из которых

окончательно не в состоянии влиять на (а)моральный выбор и

(а)моральный поступок — вот здесь (запутавшийся разум, или при-

родная слабость ума; ослабленная воля; эмоциональный всплеск)

наступает предельный момент, когда встречаются символьные пред-

ставления о добре и зле в пользу которых разум, воля или вера со-

вершают необъяснимый рационально микросдвиг (символьный ска-

чок, фазовый переход в пользу той или иной системы ценностных

представлений, которые предстают как дихотомия добра и зла).

Таким образом, моральное действие, как в случае Геракла, — это

результат микросдвига во взаимодействии сил разума, воли и веры

при обдумывании и принятии решения в пользу той или иной систе-

мы символичного представления реальности, где противостоят друг

другу силы добра и зла.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Платон.

Диалоги

. Москва, Мысль, 1986, 607 с.

[2]

Аристотель.

Сочинения

. В 4-х т, т. 4. Москва, Мысль, 1983, 830 с.

[3]

Философия науки.

Вып. 1. Проблемы рациональности. Москва, ИФ РАН,

1995, 325 с.

[4]

Спиноза Б.

Этика

. Санкт-Петербург, Аста-пресс Ltd, 1993, 248 с.

[5]

Делез Ж.

Спиноза и проблема выражения

. Москва, Институт общегумани-

тарных исследований, 2014, 320 с.

[6]

Милль

Дж.Ст

.

Утилитаризм

. Ростов-на-Дону, Донской издательский дом,

2013, 240 с.

[7]

Юлина Н.С. Джон Дьюи. В кн.:

Философы двадцатого века. Кн. 1.

Москва,

Изд-во «Искусство ХХI век», 2004, 367 с.