Н.Н. Николаева
8
дискурсивно интегрировано в коммуникативный процесс, оно требует
осмысленного выбора той или иной формы, в том числе учитывая сти-
листические и функционально-прагматические особенности коммуни-
кативной ситуации. Профессионально-ориентированная и академиче-
ская тематика текстов предполагает употребление сложных граммати-
ческих явлений. При механическом заучивании грамматики текстов и
их дальнейшем воспроизведении студенты часто используют простые и
однообразные структуры, что недопустимо для получения хорошей
оценки. Попытки построить высказывания со сложными грамматиче-
скими структурами неизбежно приводят к ошибкам и, как следствие, к
плохим результатам. Отсюда — негативная корреляция. Очевидно, что
когнитивные стратегии более эффективны при изучении грамматики
английского языка: корреляция составила
r
= 0, 612, а процент совпаде-
ния оценок 4–5 и количества студентов, предпочитающих когнитивные
приемы самообучения, составил 39 %.
Высокий корреляционный и процентный показатели (
r
= 0,645,
42 %) — у метакогнитивных стратегий. Студенты учитывают свои
грамматические ошибки, планируют и координируют работу по их
улучшению, следят за грамматической правильностью своей речи, что
со временем дает положительный эффект. Кроме этого, психоэмоцио-
нальный контроль и приемы снятия стресса во время экзамена/зачета в
данном случае ведут к повышению грамматической аккуратности, вы-
бору более сложных явлений, о чем свидетельствуют данные анализа
аффективных стратегий:
r
= 0,413, 17,1 %. Для отработки грамматиче-
ских навыков полезна и совместная работа в группе. Студенты активно
исправляют ошибки друг друга, обсуждают грамматические темы с
преподавателями, проводят мониторинг своих устных выступлений.
Хорошие результаты корреляции социальных стратегий с грамотностью
речи тому подтверждение:
r
= 0,572, 32 %.
Умения и навыки использования соответствующей
лексики
в
профессионально-ориентированном и академическом дискурсах яв-
ляются еще одним аспектом нашего исследования. Стратегии запо-
минания и ментальной обработки лексической информации выбрали
2,8 % студентов, однако корреляционный показатель — отрицатель-
ный (
r
= –0,107). Механическое заучивание, карточки с текстами и
картинками, локационное запоминание слов на страницах текстов,
повтор слов перед проверкой и т. п. не являются надежными приема-
ми их воспроизведения. Вероятно, в стрессовой ситуации при необ-
ходимости быстрого нахождения нужного слова или словосочетания
в первую очередь на ум приходят наиболее часто употребляемые
лексические единицы, которые не всегда могут выступать в качестве
адекватных синонимов аутентичному варианту.
Такие когнитивные стратегии, как дискурсивное использование
лексики, чтение специальной литературы на английском языке, про-