Background Image
Previous Page  8 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 18 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева

8

дискурсивно интегрировано в коммуникативный процесс, оно требует

осмысленного выбора той или иной формы, в том числе учитывая сти-

листические и функционально-прагматические особенности коммуни-

кативной ситуации. Профессионально-ориентированная и академиче-

ская тематика текстов предполагает употребление сложных граммати-

ческих явлений. При механическом заучивании грамматики текстов и

их дальнейшем воспроизведении студенты часто используют простые и

однообразные структуры, что недопустимо для получения хорошей

оценки. Попытки построить высказывания со сложными грамматиче-

скими структурами неизбежно приводят к ошибкам и, как следствие, к

плохим результатам. Отсюда — негативная корреляция. Очевидно, что

когнитивные стратегии более эффективны при изучении грамматики

английского языка: корреляция составила

r

= 0, 612, а процент совпаде-

ния оценок 4–5 и количества студентов, предпочитающих когнитивные

приемы самообучения, составил 39 %.

Высокий корреляционный и процентный показатели (

r

= 0,645,

42 %) — у метакогнитивных стратегий. Студенты учитывают свои

грамматические ошибки, планируют и координируют работу по их

улучшению, следят за грамматической правильностью своей речи, что

со временем дает положительный эффект. Кроме этого, психоэмоцио-

нальный контроль и приемы снятия стресса во время экзамена/зачета в

данном случае ведут к повышению грамматической аккуратности, вы-

бору более сложных явлений, о чем свидетельствуют данные анализа

аффективных стратегий:

r

= 0,413, 17,1 %. Для отработки грамматиче-

ских навыков полезна и совместная работа в группе. Студенты активно

исправляют ошибки друг друга, обсуждают грамматические темы с

преподавателями, проводят мониторинг своих устных выступлений.

Хорошие результаты корреляции социальных стратегий с грамотностью

речи тому подтверждение:

r

= 0,572, 32 %.

Умения и навыки использования соответствующей

лексики

в

профессионально-ориентированном и академическом дискурсах яв-

ляются еще одним аспектом нашего исследования. Стратегии запо-

минания и ментальной обработки лексической информации выбрали

2,8 % студентов, однако корреляционный показатель — отрицатель-

ный (

r

= –0,107). Механическое заучивание, карточки с текстами и

картинками, локационное запоминание слов на страницах текстов,

повтор слов перед проверкой и т. п. не являются надежными приема-

ми их воспроизведения. Вероятно, в стрессовой ситуации при необ-

ходимости быстрого нахождения нужного слова или словосочетания

в первую очередь на ум приходят наиболее часто употребляемые

лексические единицы, которые не всегда могут выступать в качестве

адекватных синонимов аутентичному варианту.

Такие когнитивные стратегии, как дискурсивное использование

лексики, чтение специальной литературы на английском языке, про-