Background Image
Previous Page  7 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 18 Next Page
Page Background

Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…

7

стратегий запоминания оказалась довольно слабой и отрицательной

(

r

= –0,022, 4,9 %). Студенты с хорошим довузовским произношени-

ем не испытывают трудностей при запоминании фонетико-фоноло-

гических особенностей новых языковых единиц, так как имеют вы-

работанный англоязычный фонетический слух. Напротив, студентам

со слабой языковой подготовкой недостаточно просто механически

заучивать, так как в процессе говорения, особенно неподготовленно-

го, когда контроль над правильным положением органов речи ослаб-

лен, они начинают фонетически оформлять англоязычные речевые

единицы в свойственной им манере. Таким студентам необходимо

использовать когнитивные стратегии, которые, как показали наши

данные, имеют положительную, хотя и незначительную корреляцию

(

r

= 0,08). Невысок и процент предпочтений в выборе этих стратегий:

0,52 %. На наш взгляд, осознанная работа по отработке произноси-

тельных навыков является наиболее действенным приемом в данном

случае.

Что касается компенсаторных стратегий (

r

= –0,050, 0,12 %), то и

их применение наблюдалось довольно часто, однако малоэффектив-

но. При отсутствии достаточных знаний студенты начинают угады-

вать произношение незнакомых слов, избегать их употребления, про-

сить помощи, использовать жесты, что не способствует чистоте и

выразительности речи. Более того, некоторые студенты, пытаясь го-

ворить «правильно», теряли логическую нить монолога, испытывали

психологический дискомфорт, отказывались продолжать отвечать.

Другие же после корректировки преподавателем переставали кон-

тролировать свое произношение и далее не концентрировались на

нем, продолжая излагать суть высказывания, не беспокоясь о его

«формальной» стороне. Отрицательные корреляции произношения с

метакогнитивными (

r

= –0,090, 0,75 %), аффективными (

r

= –0,114,

0,93 %) и социальными (

r

= –0,089, 0,90 %) стратегиями также свиде-

тельствуют об их ограниченном влиянии на произносительные навы-

ки. При их отработке учащиеся не предпринимают активных дей-

ствий по планированию, мониторингу и самоконтролю, также как и

по контролю над произношением других студентов в процессе сов-

местной работы. На экзамене/зачете было замечено, что такие психо-

логические приемы снятия стресса, как «глубоко подышать»,

«настроить себя», «осознать и отрегулировать стрессовую ситуа-

цию», «мысленно переключиться с отрицательных эмоций на поло-

жительные», отвлекают внимание студентов от регулирования про-

износительной стороны высказывания.

Грамматическая правильность

устной речи в значительной степе-

ни зависит от стратегий изучения английского языка, однако не в рав-

ной степени. Стратегии механического запоминания отрицательно кор-

релируют с данным аспектом (

r

= –0,346, 10,3 %). Это можно объяснить

тем, что употребление грамматических структур всегда ситуативно и