Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…
7
стратегий запоминания оказалась довольно слабой и отрицательной
(
r
= –0,022, 4,9 %). Студенты с хорошим довузовским произношени-
ем не испытывают трудностей при запоминании фонетико-фоноло-
гических особенностей новых языковых единиц, так как имеют вы-
работанный англоязычный фонетический слух. Напротив, студентам
со слабой языковой подготовкой недостаточно просто механически
заучивать, так как в процессе говорения, особенно неподготовленно-
го, когда контроль над правильным положением органов речи ослаб-
лен, они начинают фонетически оформлять англоязычные речевые
единицы в свойственной им манере. Таким студентам необходимо
использовать когнитивные стратегии, которые, как показали наши
данные, имеют положительную, хотя и незначительную корреляцию
(
r
= 0,08). Невысок и процент предпочтений в выборе этих стратегий:
0,52 %. На наш взгляд, осознанная работа по отработке произноси-
тельных навыков является наиболее действенным приемом в данном
случае.
Что касается компенсаторных стратегий (
r
= –0,050, 0,12 %), то и
их применение наблюдалось довольно часто, однако малоэффектив-
но. При отсутствии достаточных знаний студенты начинают угады-
вать произношение незнакомых слов, избегать их употребления, про-
сить помощи, использовать жесты, что не способствует чистоте и
выразительности речи. Более того, некоторые студенты, пытаясь го-
ворить «правильно», теряли логическую нить монолога, испытывали
психологический дискомфорт, отказывались продолжать отвечать.
Другие же после корректировки преподавателем переставали кон-
тролировать свое произношение и далее не концентрировались на
нем, продолжая излагать суть высказывания, не беспокоясь о его
«формальной» стороне. Отрицательные корреляции произношения с
метакогнитивными (
r
= –0,090, 0,75 %), аффективными (
r
= –0,114,
0,93 %) и социальными (
r
= –0,089, 0,90 %) стратегиями также свиде-
тельствуют об их ограниченном влиянии на произносительные навы-
ки. При их отработке учащиеся не предпринимают активных дей-
ствий по планированию, мониторингу и самоконтролю, также как и
по контролю над произношением других студентов в процессе сов-
местной работы. На экзамене/зачете было замечено, что такие психо-
логические приемы снятия стресса, как «глубоко подышать»,
«настроить себя», «осознать и отрегулировать стрессовую ситуа-
цию», «мысленно переключиться с отрицательных эмоций на поло-
жительные», отвлекают внимание студентов от регулирования про-
износительной стороны высказывания.
Грамматическая правильность
устной речи в значительной степе-
ни зависит от стратегий изучения английского языка, однако не в рав-
ной степени. Стратегии механического запоминания отрицательно кор-
релируют с данным аспектом (
r
= –0,346, 10,3 %). Это можно объяснить
тем, что употребление грамматических структур всегда ситуативно и