Background Image
Previous Page  6 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 18 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева

6

тельной работы в течение семестра/семестров. При этом студенты

использовали персональный репертуар стратегий отработки навыков

говорения с целью успешного прохождения итоговой аттестации.

Наблюдение за студентами во время занятий, их перманентное прямое

или латентное интервьюирование об индивидуальных способах и прие-

мах работы над темами, промежуточное тестирование показали подго-

товленность студентов к итоговому контролю. В связи с чем итоги ана-

лиза обработки данных и их корреляцию с продемонстрированными

знаниями можно считать валидными. Отметим, что в процессе итоговой

аттестации оценивались не только «зазубренные топики», но и относи-

тельно спонтанная устная речь (в виде монолога и/или диалога с препо-

давателем), основанная на прочитанном непосредственно на экза-

мене/зачете тексте профессионально-ориентированного содержания.

Таким образом, проверялся весь спектр знаний, умений и навыков, со-

ставляющих устную речь на английском языке.

3. Результаты исследования и анализ полученных данных.

В результате анализа полученных данных было установлено, что сред-

ний коэффициент корреляции всех стратегий с

общим уровнем говоре-

ния

, т. е. средней оценкой, полученной на зачете\экзамене (от 1 до

5 баллов), составляет

r

= –0,12; общий процент корреляции оценок 4–5

и выбора студентами данных стратегий равен 2,40 %. Это свидетель-

ствует об отсутствии прямой корреляции применяемых стратегий со

способностью хорошо говорить на английском языке, в частности,

в академическом дискурсе. Корреляция стратегии запоминания и мен-

тальной обработки информации с итоговой оценкой составляет

r

= –0,25, 8,4 % выбора, что указывает на неэффективность прямого

запоминания, «зазубривания» информации. Более того, чем чаще сту-

дент использует данную стратегию, тем хуже его итоговые результаты.

Использование других стратегий также не показали высокой корреля-

ции с навыками говорения: незначительная положительная корреляция

у когнитивных (

r

= 0,001, 0, 01%) и компенсаторных (

r

= 0,054, 0, 32 %)

стратегий. Сознательная деятельность по ментальной обработке ин-

формации, а также применение различных вербальных и невербальных

заместителей способствуют успешности общения, однако больше в

формате диалога, чем монолога. Метакогнитивные (

r

= –0,15, 1, 7 %),

аффективные (

r

= 0,102, 1,09 %) и социальные (

r

= –0,149, 2,4 %) стра-

тегии показали отрицательную корреляцию и низкий процент их пред-

почтения. Как видим, планирование, мониторинг, самооценка, психо-

логический настрой, направленность на результат и сотрудничество с

другими учащимися по отдельности не являются ведущими факторами

успешного говорения.

После сравнения и анализа статистических данных анкетирова-

ния и полученных оценок за различные аспекты говорения (произ-

ношение, грамматика, лексика, беглость речи) были выявлены сле-

дующие корреляции. Зависимость корректного

произношения

от