Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…
11
цы (табл. 1) позволяет сделать вывод о преобладании отрицательных
корреляций над положительными. 12 из 19 отрицательных и 8 из 11
положительных корреляций имеют статистическое значение. Наи-
большее значение имеют когнитивные стратегии, тогда как стратегии
запоминания и ментальной обработки информации представляются
наименее существенными, не оказывающими большого влияния на
формирование навыка говорения. Для отработки грамматической
корректности речи той или иной эффективностью обладают все стра-
тегии, кроме стратегий механического запоминания материала. Каче-
ство изучения вокабуляра зависит от использования когнитивных
стратегий. На беглость речи, усовершенствование ее общего уровня
определенное влияние оказывают когнитивные и компенсаторные
стратегии.
Таблица 1
Корреляционные показатели эксперимента
Аспекты
устной
речи
Стратегии
запомина-
ния и мен-
тальной
обработки
информации
когнитив-
ные
компенса-
торные
метакогни-
тивные
аффек-
тивные
соци-
альные
Общий
уровень
говоре-
ния
–
+
+
–
–
–
Произ-
ношение
–
+
–
–
–
-
Грамма-
тическая
правиль-
ность
–
+
+
+
+
+
Выбор
лексики
–
+
–
–
–
–
Беглость
речи
–
+
+
–
–
–
4. Выводы и интерпретация.
В результате проведенного экспе-
риментального исследования были выявлены определенные корреля-
ции между стратегиями изучения английского языка, предложенны-
ми и разработанными Р. Оксфорд, и уровнем сформированности пяти
аспектов навыка говорения у студентов 3–4-го курсов технических
специальностей. Полученные данные свидетельствуют об отрица-
тельной корреляции стратегий запоминания, метакогнитивных, аф-
фективных и социальных стратегий с высоким уровнем говорения,