Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…
9
смотр англоязычных программ, фильмов, других видеоматериалов,
находящихся в свободном доступе в Интернете, целенаправленное
выполнение лексических упражнений и т. п., позволяют анализиро-
вать лексику в контексте, понимать ее ситуативный смысл, стилисти-
ческие и прагматические особенности, оценивать дистрибутивный,
парадигматический и синтагматический потенциалы. Все это, наряду
с высокой частотой использования новых слов и выражений в устной
речи, позволит улучшить качество лексического наполнения выска-
зывания. Однако результаты нашего исследования показали незначи-
тельную корреляцию и процент выбора когнитивных стратегий сту-
дентами:
r
= 0,03, 0,04 %. Отрицательная корреляция лексических
знаний с компенсаторными стратегиями (
r
= –0,078, 1,7 %) представ-
ляется обоснованной. Привычка компенсировать отсутствие знаний
различными приемами (персональными неологизмами, перифразами,
заменяющими точную терминологическую единицу, описанием, не-
адекватными синонимами и антонимами, невербальными средства-
ми) приводит к обеднению англоязычного словаря, что стало очевид-
но и самим студентам на экзамене/зачете.
Метакогнитивные (
r
= –0,1, 1,4 %), аффективные (
r
= –0,112,
1,3 %) и социальные (
r
= –0,3, 7,9%) стратегии не являются определяю-
щими факторами в изучении профессионального и академического
вокабуляра. Как показали методы интервьюирования и наблюдения,
студенты не знают, как правильно учить лексику, боятся выучить новые
лексические единицы из-за плохого произношения, не могут себя про-
мотивировать и организовать, а приемы снятия психологического
стресса не способствуют выбору соответствующего термина на экза-
мене/зачете. Самостоятельная работа в группе и парах, как видно, не
эффективна, порой — отрицательна. Однако студенты, занимающиеся с
носителями языка, добиваются хороших результатов в короткие сроки.
Проверка самостоятельной работы в виде устного изложения прочитан-
ного или показ презентаций на аудиторных занятиях перед всеми сту-
дентами группы также дает хороший эффект.
Последним критерием оценки уровня сформированности навыка
говорения на английском языке в зависимости от стратегий его изу-
чения является
беглость речи
. Стратегии запоминания и ментальной
обработки информации негативно коррелируют с этим аспектом
(
r
= –0,15); около 3 % студентов используют данные стратегии. Бег-
лость речи соотносится с уверенностью студента в своих лингвисти-
ческих знаниях, со сформированностью коммуникативной компетен-
ции. Воспроизведение же зазубренного материала часто связано со
слабыми знаниями, недостатком лингвистических умений и навыков,
допущением большого количества разнообразных ошибок, что и
объясняет плохие экзаменационные оценки и отрицательную корре-
ляцию. Только когнитивные (
r
= 0,115, 2%) и компенсаторные
(
r
= 0,068, 0,5 %) стратегии проявили положительную корреляцию