Background Image
Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…

9

смотр англоязычных программ, фильмов, других видеоматериалов,

находящихся в свободном доступе в Интернете, целенаправленное

выполнение лексических упражнений и т. п., позволяют анализиро-

вать лексику в контексте, понимать ее ситуативный смысл, стилисти-

ческие и прагматические особенности, оценивать дистрибутивный,

парадигматический и синтагматический потенциалы. Все это, наряду

с высокой частотой использования новых слов и выражений в устной

речи, позволит улучшить качество лексического наполнения выска-

зывания. Однако результаты нашего исследования показали незначи-

тельную корреляцию и процент выбора когнитивных стратегий сту-

дентами:

r

= 0,03, 0,04 %. Отрицательная корреляция лексических

знаний с компенсаторными стратегиями (

r

= –0,078, 1,7 %) представ-

ляется обоснованной. Привычка компенсировать отсутствие знаний

различными приемами (персональными неологизмами, перифразами,

заменяющими точную терминологическую единицу, описанием, не-

адекватными синонимами и антонимами, невербальными средства-

ми) приводит к обеднению англоязычного словаря, что стало очевид-

но и самим студентам на экзамене/зачете.

Метакогнитивные (

r

= –0,1, 1,4 %), аффективные (

r

= –0,112,

1,3 %) и социальные (

r

= –0,3, 7,9%) стратегии не являются определяю-

щими факторами в изучении профессионального и академического

вокабуляра. Как показали методы интервьюирования и наблюдения,

студенты не знают, как правильно учить лексику, боятся выучить новые

лексические единицы из-за плохого произношения, не могут себя про-

мотивировать и организовать, а приемы снятия психологического

стресса не способствуют выбору соответствующего термина на экза-

мене/зачете. Самостоятельная работа в группе и парах, как видно, не

эффективна, порой — отрицательна. Однако студенты, занимающиеся с

носителями языка, добиваются хороших результатов в короткие сроки.

Проверка самостоятельной работы в виде устного изложения прочитан-

ного или показ презентаций на аудиторных занятиях перед всеми сту-

дентами группы также дает хороший эффект.

Последним критерием оценки уровня сформированности навыка

говорения на английском языке в зависимости от стратегий его изу-

чения является

беглость речи

. Стратегии запоминания и ментальной

обработки информации негативно коррелируют с этим аспектом

(

r

= –0,15); около 3 % студентов используют данные стратегии. Бег-

лость речи соотносится с уверенностью студента в своих лингвисти-

ческих знаниях, со сформированностью коммуникативной компетен-

ции. Воспроизведение же зазубренного материала часто связано со

слабыми знаниями, недостатком лингвистических умений и навыков,

допущением большого количества разнообразных ошибок, что и

объясняет плохие экзаменационные оценки и отрицательную корре-

ляцию. Только когнитивные (

r

= 0,115, 2%) и компенсаторные

(

r

= 0,068, 0,5 %) стратегии проявили положительную корреляцию