1
УДК 37.012.7: 811.111-26
Зависимость формирования навыка говорения
на английском языке от стратегий его изучения
(экспериментальный подход)
© Н.Н. Николаева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлены результаты проведенного методического эксперимента, направ-
ленного на установление корреляции уровня сформированности навыка говорения
на английском языке у студентов 3–4 курсов технических специальностей от
стратегий его изучения. Основываясь на методике исследования стратегий, раз-
работанной Р. Оксфорд, проводится аспектуальное сопоставление результатов
итогового контроля (зачета и экзамена) и предпочитаемых студентами способов
и приемов, используемых для отработки навыков устной речи. Установленные
корреляции, а также психолингвистическая интерпретация полученных данных
могут быть использованы в практике преподавания английского языка в неязыко-
вых вузах, в частности, для дифференциации и индивидуализации применяемых
методик с целью повышения уровня владения языком будущих специалистов.
Ключевые слова:
методы обучения, формирование навыков говорения, английский
язык, стратегии изучения языка, опросник SILL.
Введение.
Профессиональная иноязычная коммуникативная
компетенция инженера в настоящее время становится значимым и
весомым компонентом профессиональной компетентности в целом.
Как следствие, возрастают требования к уровню владения иностран-
ным языком специалистами технического профиля. В условиях
уменьшения количества аудиторных занятий, отводимых на отработ-
ку языковых знаний, умений и навыков, увеличивается доля самосто-
ятельной внеаудиторной работы студентов. Задача преподавателя в
данном случае заключается в индивидуально-дифференцированной
организации этой работы, которая во многом зависит от знаний пре-
подавателя в области стилей, стратегий, тактических приемов изуче-
ния иностранных языков, среди своих учеников.
Исследование стратегий изучения английского языка способству-
ет пониманию того, каким образом и насколько успешно обучающи-
еся, в частности студенты технических специальностей неязыковых
российских вузов, им овладевают в условиях отсутствия естествен-
ной англоязычной среды. Начиная с середины 70-х годов XIX в. во
всем мире было проведено немало научно-методических изысканий,
направленных на выявление мотивационных факторов, индивиду-
альных стилей, а также стратегических аспектов овладения ино-
странными языками [1–6], что в определенной степени позволило
смоделировать «хорошую» и «плохую» модели изучения языка, зна-
ние которых содействует эффективному самостоятельному процессу
овладения языковыми компетенциями самими учащимися.