Н.Н. Николаева
12
что детерминирует отказ от частого использования этих стратегий
при формировании навыка говорения, особенно в процессе самостоя-
тельной работы студентов. Положительная корреляция существует
между когнитивными, компенсаторными стратегиями и эффективно-
стью устной речи.
Оценка уровня коммуникативной компетенции студентов по вы-
шеуказанным критериям с очевидностью показала взаимосвязь спо-
собов и приемов обучения с продемонстрированными результатами.
Так, единственная положительная корреляция произношения с ко-
гнитивными стратегиями указывает на то, что только сознательная,
тщательно анализируемая, перманентно и осознанно контролируемая
деятельность по формированию навыков произношения может дать
положительный результат. На грамматическую грамотность речи
оказывает положительное влияние любая стратегия, кроме механиче-
ского запоминания, тогда как на заучивание и корректное использо-
вание профессионально-ориентированной и академической лексики −
только когнитивные стратегии. Это не означает, что все остальные
стратегии не приемлемы. Однако в стрессовой ситуации экзамена
или зачета, когда необходимо быстро найти подходящий аутентич-
ный вариант лексической единицы, наибольшую результативность
показывают те из них, которые были осознанно выучены, дискурсив-
но отработаны и часто использовались. Когнитивные стратегии поз-
воляют тренировать лексические знания до степени их свободного
использования даже в ситуациях повышенной психологической
нагрузки.
Беглость речи и общий уровень говорения зависят не только от
когнитивных, но и от компенсаторных стратегий. Применение когни-
тивных стратегий способствует повышению уверенности студента в
своих знаниях, умениях и навыках, а это, в свою очередь, влияет на
качество речи и свидетельствует о высоком уровне сформированно-
сти коммуникативной компетенции. Компенсаторные стратегии
лишь помогают найти выход из сложной ситуации, однако на экза-
мене или зачете различные перифразы или невербальные приемы не
способствуют ни беглости, ни качеству речевого высказывания. Как
видим, такие общепринятые приемы, как заучивание наизусть, пла-
нирование, организация, самооценка и самоконтроль, использование
любой возможности «поговорить на английском языке», сами по се-
бе, автоматически, не гарантируют хорошего навыка говорения.
Применение аффективных стратегий, а также приемов кооперации и
социального взаимодействия могут не только не помочь, но препят-
ствовать устной речи студентов, например, ее беглости.
Заключение.
Выбор стратегий с целью совершенствования
навыка говорения должен быть персонифицирован, так как большую
роль в успешности этого процесса играют когнитивные способности
каждого отдельного студента. Преподавателю необходимо узнать