Background Image
Previous Page  12 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 18 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева

12

что детерминирует отказ от частого использования этих стратегий

при формировании навыка говорения, особенно в процессе самостоя-

тельной работы студентов. Положительная корреляция существует

между когнитивными, компенсаторными стратегиями и эффективно-

стью устной речи.

Оценка уровня коммуникативной компетенции студентов по вы-

шеуказанным критериям с очевидностью показала взаимосвязь спо-

собов и приемов обучения с продемонстрированными результатами.

Так, единственная положительная корреляция произношения с ко-

гнитивными стратегиями указывает на то, что только сознательная,

тщательно анализируемая, перманентно и осознанно контролируемая

деятельность по формированию навыков произношения может дать

положительный результат. На грамматическую грамотность речи

оказывает положительное влияние любая стратегия, кроме механиче-

ского запоминания, тогда как на заучивание и корректное использо-

вание профессионально-ориентированной и академической лексики −

только когнитивные стратегии. Это не означает, что все остальные

стратегии не приемлемы. Однако в стрессовой ситуации экзамена

или зачета, когда необходимо быстро найти подходящий аутентич-

ный вариант лексической единицы, наибольшую результативность

показывают те из них, которые были осознанно выучены, дискурсив-

но отработаны и часто использовались. Когнитивные стратегии поз-

воляют тренировать лексические знания до степени их свободного

использования даже в ситуациях повышенной психологической

нагрузки.

Беглость речи и общий уровень говорения зависят не только от

когнитивных, но и от компенсаторных стратегий. Применение когни-

тивных стратегий способствует повышению уверенности студента в

своих знаниях, умениях и навыках, а это, в свою очередь, влияет на

качество речи и свидетельствует о высоком уровне сформированно-

сти коммуникативной компетенции. Компенсаторные стратегии

лишь помогают найти выход из сложной ситуации, однако на экза-

мене или зачете различные перифразы или невербальные приемы не

способствуют ни беглости, ни качеству речевого высказывания. Как

видим, такие общепринятые приемы, как заучивание наизусть, пла-

нирование, организация, самооценка и самоконтроль, использование

любой возможности «поговорить на английском языке», сами по се-

бе, автоматически, не гарантируют хорошего навыка говорения.

Применение аффективных стратегий, а также приемов кооперации и

социального взаимодействия могут не только не помочь, но препят-

ствовать устной речи студентов, например, ее беглости.

Заключение.

Выбор стратегий с целью совершенствования

навыка говорения должен быть персонифицирован, так как большую

роль в успешности этого процесса играют когнитивные способности

каждого отдельного студента. Преподавателю необходимо узнать