Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…
3
фективной работы, постановка целей и задач, планирование работы над
заданиями, самоконтроль и самоанализ, оценка результатов и т. п.;
(2) аффективные стратегии (affective strategies): регулирование своих
эмоционально-психологических состояний, мотивационный настрой на
учебу, поощрение себя за успехи, умение справляться с неудачами и
т. п.; (3) социальные стратегии (social strategies) — умение сотрудничать
с другими учащимися и преподавателями, в том числе и с носителями
языка, способность к сопереживанию и эмпатии, понимание культур-
ных реалий, межкультурных различий и т. п.
На основе этих стратегий был разработан опросник «The Strategy
Inventory for Language Learning (SILL)», целью которого является вы-
явление и анализ стратегий, применяемых самими учащимися в про-
цессе их самостоятельной работы, а также разработка рекомендаций
для совершенствования овладения языковыми компетенциями [3]. Он
доказал свою верифицируемость и валидность в целом ряде прове-
денных на его основе исследований [11–17].
Очевидно, что выбор стратегий напрямую связан с успешностью
владения английским языком. Однако вопросы об их корреляции как
между собой, так и с уровнем коммуникативной компетенции сту-
дентов, а также об их взаимосвязи с национально-культурными, мо-
тивационными и профессионально-ориентированными особенностя-
ми учащихся, с дискурсивной вариативностью и различием условий
изучения языка остаются открытыми и требуют дальнейшего изуче-
ния. Особенно актуальным представляется вопрос о результативно-
сти отдельных стратегий, применяемых студентами для развития
определенных коммуникативных навыков. Так, в своей работе по ис-
следованию соотношения частотности использования различных
стратегий студентами лингвистического университета и результата-
ми экзамена по курсу английского языка А. Мустковская-Виртелак
отмечает отсутствие положительного и очевидного влияния страте-
гий, а также частоты их применения на общий уровень владения язы-
ком. Ученые делают вывод о том, что ни выбор стратегий, ни частота
их использования не гарантируют успеха на экзамене [17].
В работах других ученых [9, 18–20] было продемонстрировано,
что целенаправленная деятельность преподавателя по ознакомлению
студентов с существующими стратегиями, инструктирование по их
использованию, помощь в подборе индивидуального набора страте-
гий и соответствующих упражнений наряду с постоянным монито-
рингом и коррекцией приводит к положительным результатам, кото-
рые, однако, могут значительно варьировать в зависимости от вида
речевой деятельности, тренируемых языковых навыков, учебных за-
даний, мотивационных установок, контекста и даже дискурсивных
условий обучения [21].
Для того чтобы помочь студентам выбрать свою собственную обра-
зовательную траекторию с учетом личных интересов, способностей, по-