Background Image
Previous Page  3 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 18 Next Page
Page Background

Зависимость формирования навыка говорения на английском языке…

3

фективной работы, постановка целей и задач, планирование работы над

заданиями, самоконтроль и самоанализ, оценка результатов и т. п.;

(2) аффективные стратегии (affective strategies): регулирование своих

эмоционально-психологических состояний, мотивационный настрой на

учебу, поощрение себя за успехи, умение справляться с неудачами и

т. п.; (3) социальные стратегии (social strategies) — умение сотрудничать

с другими учащимися и преподавателями, в том числе и с носителями

языка, способность к сопереживанию и эмпатии, понимание культур-

ных реалий, межкультурных различий и т. п.

На основе этих стратегий был разработан опросник «The Strategy

Inventory for Language Learning (SILL)», целью которого является вы-

явление и анализ стратегий, применяемых самими учащимися в про-

цессе их самостоятельной работы, а также разработка рекомендаций

для совершенствования овладения языковыми компетенциями [3]. Он

доказал свою верифицируемость и валидность в целом ряде прове-

денных на его основе исследований [11–17].

Очевидно, что выбор стратегий напрямую связан с успешностью

владения английским языком. Однако вопросы об их корреляции как

между собой, так и с уровнем коммуникативной компетенции сту-

дентов, а также об их взаимосвязи с национально-культурными, мо-

тивационными и профессионально-ориентированными особенностя-

ми учащихся, с дискурсивной вариативностью и различием условий

изучения языка остаются открытыми и требуют дальнейшего изуче-

ния. Особенно актуальным представляется вопрос о результативно-

сти отдельных стратегий, применяемых студентами для развития

определенных коммуникативных навыков. Так, в своей работе по ис-

следованию соотношения частотности использования различных

стратегий студентами лингвистического университета и результата-

ми экзамена по курсу английского языка А. Мустковская-Виртелак

отмечает отсутствие положительного и очевидного влияния страте-

гий, а также частоты их применения на общий уровень владения язы-

ком. Ученые делают вывод о том, что ни выбор стратегий, ни частота

их использования не гарантируют успеха на экзамене [17].

В работах других ученых [9, 18–20] было продемонстрировано,

что целенаправленная деятельность преподавателя по ознакомлению

студентов с существующими стратегиями, инструктирование по их

использованию, помощь в подборе индивидуального набора страте-

гий и соответствующих упражнений наряду с постоянным монито-

рингом и коррекцией приводит к положительным результатам, кото-

рые, однако, могут значительно варьировать в зависимости от вида

речевой деятельности, тренируемых языковых навыков, учебных за-

даний, мотивационных установок, контекста и даже дискурсивных

условий обучения [21].

Для того чтобы помочь студентам выбрать свою собственную обра-

зовательную траекторию с учетом личных интересов, способностей, по-