Н.Н. Николаева
4
требностей, стилей и перспектив применения английского языка, пре-
подавателю необходимо их узнать и сделать профессионально валид-
ную оценку корреляции языковых знаний студентов и применяемых
ими стратегий. С этой целью было проведено экспериментальное ис-
следование на кафедре Л2 «Английский язык для приборостроительных
специальностей» факультета «Лингвистика» ГБОУ ВПО МГТУ
им. Н.Э. Баумана среди студентов 3–4 курсов в 2012–2014 гг.
2. Проведение эксперимента.
Материалы и методы.
Целью
ис-
следования является выявление, интерпретация и оценка стратегий
изучения английского языка, применяемых студентами технических
специальностей вуза для отработки навыка говорения, и их корреля-
ция с результатами итогового контроля. В качестве
объекта
исследо-
вания была выбрана устная речь студентов − монологическое и диа-
логическое высказывания как виды итогового контроля. Аспектуаль-
ная корреляция речевой деятельности студентов (произношение,
грамматическая корректность, лексический выбор, беглость речи и
общая организация устного высказывания) с вышеизложенными
стратегиями выступает в качестве
предмета
исследования.
Теоретико-методологической базой
проведения эксперимента
послужили опросник “The Strategy Inventory for Language Learning
(SILL)ˮ [3, 22, 23] на английском языке без перевода и адаптации к
условиям проведения эксперимента, формула расчета коэффициента
корреляции Пирсона [24], а также приемы оценки эффективности
стратегий P. Оксфорд, А.Д. Кохена и К. Скотта “Strategy Assessment
Tools ˮ [19, c. 93–94; 25, c. 35–36; 26], которые предопределили вы-
бор
методов исследования
: анкетирование, интервьюирование,
наблюдение, тестирование студентов, статистическая обработка и
анализ полученных данных, расчет эффективности корреляции по
формуле Пирсона, психолингвистическая и лингводидактическая ин-
терпретация результатов эксперимента.
В исследовании приняло участие 150 студентов обоих полов
3–4-го курсов технических специальностей. Анкетирование и интер-
вьюирование в письменной или устной форме проводилось за месяц
до предстоящего итогового контроля (зачета или экзамена) и занима-
ло около 30 минут на занятии по английскому языку. Учащимся
предлагалось ответить на 50 вопросов, разделенных на части A–F,
соответствующих категориям стратегий: A — memory, B — cognitive,
C — compensatory, D — metacognitive, E — affective, F — social strat-
egies, по шкале оценок от 1 до 5: (1) never or almost never true of them,
(2) usually not true of them, (3) somewhat true of them, (4) usually true of
them, and (5) always or almost always true of them. Участники должны
были дать комментарии в письменной форме или в процессе устного
общения с преподавателем на русском или английском языках, по
желанию. Преподаватель фиксировал ответы студентов, используя
аудиозапись.