Background Image
Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева

2

1. Стратегии изучения иностранного языка.

Под стратегиями

изучения иностранного языка в данной статье понимаются способы и

приемы приобретения языковых знаний, формирования иноязычных

коммуникативных умений и навыков, определяемые целью изучающего

язык и направленные на достижение оптимальных результатов учебы.

Стратегии используются учащимися осознанно для того, чтобы интен-

сифицировать процесс обучения, улучшить восприятие, понимание,

усвоение, запоминание, воспроизведение и использование новой языко-

вой информации. Р. Оксфорд, чью концепцию анализа стратегий изуче-

ния английского языка мы взяли за основу нашего исследования, опре-

деляет стратегии как «особые действия, предпринимаемые учащимися,

чтобы сделать процесс обучения более легким, быстрым, приятным,

личностно-ориентированным, эффективным и легко адаптируемым к

новым ситуациям» [3, c. 8]. Ученый выделяет 12 характеристик страте-

гий [3, c. 9]: направленность на основную цель — иноязычную комму-

никативную компетентность; самостоятельность в управлении процес-

сом изучения языка; увеличение роли преподавателя; проблемная

ориентированность; понимание стратегий как особых действий, пред-

принимаемых самими учащимся; многоаспектность задействованных

качеств личности; прямое и косвенное содействие обучению; отсут-

ствие обязательного внешнего проявления; осознанность; обучаемость;

гибкость; подверженность воздействию ряда факторов.

Классификация стратегий, разработанная Р. Оксфорд, в настоя-

щее время считается наиболее полной и удобной в практическом ис-

пользовании (более подробно о различных классификациях см.: [2, 7–

10]). Ученый выделяет шесть групп стратегий, разделенных на две

категории: основные (direct strategies) и вспомогательные (indirect

strategies) стратегии. Основные стратегии, непосредственно направ-

ленные на развитие языковых способностей и овладение социокуль-

турными знаниями изучаемого языка, включают (1) стратегии запо-

минания и ментальной обработки информации (memory strategies):

группировка, структурирование, создание логических и ассоциатив-

ных связей, использование звука, невербальных стимулов и т. п.;

(2) когнитивные стратегии (cognitive strategies), связанные с когни-

тивной обработкой изучаемого материала: приемы индуктивного и

дедуктивного умозаключения, сопоставительный анализ, обобщение

изученного, нахождение решения проблем, подведение итогов и т. п.;

(3) компенсаторные стратегии (compensatory strategies), применяемые

в ситуациях недостатка знаний: языковая и контекстуальная догадка,

преодоление языковых средств с помощью мимики и жестов, пере-

ключение языковых кодов, использование синонимов и перифраз,

уклонение от использования языковых средств и т. п.

К вспомогательным стратегиям, выполняющим функцию «внеш-

ней» организации процесса изучения языка, относятся: (1) метакогни-

тивные стратегии (metacognitive strategies) — создание условий для эф-