Н.Н. Николаева
2
1. Стратегии изучения иностранного языка.
Под стратегиями
изучения иностранного языка в данной статье понимаются способы и
приемы приобретения языковых знаний, формирования иноязычных
коммуникативных умений и навыков, определяемые целью изучающего
язык и направленные на достижение оптимальных результатов учебы.
Стратегии используются учащимися осознанно для того, чтобы интен-
сифицировать процесс обучения, улучшить восприятие, понимание,
усвоение, запоминание, воспроизведение и использование новой языко-
вой информации. Р. Оксфорд, чью концепцию анализа стратегий изуче-
ния английского языка мы взяли за основу нашего исследования, опре-
деляет стратегии как «особые действия, предпринимаемые учащимися,
чтобы сделать процесс обучения более легким, быстрым, приятным,
личностно-ориентированным, эффективным и легко адаптируемым к
новым ситуациям» [3, c. 8]. Ученый выделяет 12 характеристик страте-
гий [3, c. 9]: направленность на основную цель — иноязычную комму-
никативную компетентность; самостоятельность в управлении процес-
сом изучения языка; увеличение роли преподавателя; проблемная
ориентированность; понимание стратегий как особых действий, пред-
принимаемых самими учащимся; многоаспектность задействованных
качеств личности; прямое и косвенное содействие обучению; отсут-
ствие обязательного внешнего проявления; осознанность; обучаемость;
гибкость; подверженность воздействию ряда факторов.
Классификация стратегий, разработанная Р. Оксфорд, в настоя-
щее время считается наиболее полной и удобной в практическом ис-
пользовании (более подробно о различных классификациях см.: [2, 7–
10]). Ученый выделяет шесть групп стратегий, разделенных на две
категории: основные (direct strategies) и вспомогательные (indirect
strategies) стратегии. Основные стратегии, непосредственно направ-
ленные на развитие языковых способностей и овладение социокуль-
турными знаниями изучаемого языка, включают (1) стратегии запо-
минания и ментальной обработки информации (memory strategies):
группировка, структурирование, создание логических и ассоциатив-
ных связей, использование звука, невербальных стимулов и т. п.;
(2) когнитивные стратегии (cognitive strategies), связанные с когни-
тивной обработкой изучаемого материала: приемы индуктивного и
дедуктивного умозаключения, сопоставительный анализ, обобщение
изученного, нахождение решения проблем, подведение итогов и т. п.;
(3) компенсаторные стратегии (compensatory strategies), применяемые
в ситуациях недостатка знаний: языковая и контекстуальная догадка,
преодоление языковых средств с помощью мимики и жестов, пере-
ключение языковых кодов, использование синонимов и перифраз,
уклонение от использования языковых средств и т. п.
К вспомогательным стратегиям, выполняющим функцию «внеш-
ней» организации процесса изучения языка, относятся: (1) метакогни-
тивные стратегии (metacognitive strategies) — создание условий для эф-