Previous Page  9 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 9

гностицизма, герметизма и неоплатонизма; это гуманистические ис-

кания, концентрировавшиеся вокруг темы «совершенный человек» и

представленные именами ибн Араби, ал-Джили (1365–1417), аль-

Халладжа (857–922) и Ш. ас-Сухраварди (1154–1191). Наконец, гу-

манизм, акцентирующий внимание на величии человеческого разума

(как в хадисах, где пророку Мухаммеду приписываются слова: «Вся-

кий познающий Бога, познает и себя»; «Первая вещь, сотворенная

Богом, — разум»), обнаруживается в творчестве Мухаммеда ибн За-

кария ар-Рази (850–925), отвергавшего Откровение и утверждавшего

автономию человеческого разума в духе европейского Просвещения.

Амбивалентность мусульманской культуры, основанная на прин-

ципах Шариата и исторического бытия Арабского халифата, предпо-

лагает ее исследование как с точки зрения соотношения в ней мирско-

го и сакрального, так и эзотерического и экзотерического. Принимая

во внимание огромную роль Шариата в мире и преобладание мирских

установок в поведении и мысли человека, необходимо отметить, что

мусульманская культура сохранила и сохраняет устойчивую связь

между представлениями о космосе и этикой. Именно это обстоятель-

ство позволило в свое время рассматривать чужеземную науку — фи-

лософию, ориентированную на античную традицию, — как неотъем-

лемую часть своей собственной культуры, а также позволяет и сегодня

оставить открытыми двери для современной европейской науки и

культуры.

Изучая соотношение эзотерического и экзотерического в контек-

сте проблемы разума и веры, следует обратить внимание на характер

их взаимодополняемости. Анализ теолого-философского уровня ре-

шения проблемы соотношения разума и установлений веры показы-

вает, что, несмотря на различия в позициях разных мыслителей, их

объединяет то, что в совокупности своей они шли в русле эзотериче-

ской традиции, связанной с приоритетом разума. Тем самым они

подготовили почву для суфийского эзотерического знания и его ин-

теллектуальной попытки гармонизировать Шариат и Тарикат в каче-

стве обоснования собственного подхода к данной проблеме. Суфизм

не рассматривал соотношение разума и веры как «саму по себе су-

щую проблему», а включил ее в общую систему соотношения уста-

новлений веры, пути и истины (шариат — тарикат — хакикат). При

этом система шариат — тарикат — хакикат организовала логическую

форму действия познающего субъекта в поиске своего собственного

абсолюта, способствуя тем самым появлению множества вариантов,

одним из которых является учение аль-Газали. Отдавая себе отчет в

том, что суфизм есть явление историческое и целостное, автор статьи

полагает, что важно его исследование с учетом архетипов собственно

суфийской культуры.