Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 9
гностицизма, герметизма и неоплатонизма; это гуманистические ис-
кания, концентрировавшиеся вокруг темы «совершенный человек» и
представленные именами ибн Араби, ал-Джили (1365–1417), аль-
Халладжа (857–922) и Ш. ас-Сухраварди (1154–1191). Наконец, гу-
манизм, акцентирующий внимание на величии человеческого разума
(как в хадисах, где пророку Мухаммеду приписываются слова: «Вся-
кий познающий Бога, познает и себя»; «Первая вещь, сотворенная
Богом, — разум»), обнаруживается в творчестве Мухаммеда ибн За-
кария ар-Рази (850–925), отвергавшего Откровение и утверждавшего
автономию человеческого разума в духе европейского Просвещения.
Амбивалентность мусульманской культуры, основанная на прин-
ципах Шариата и исторического бытия Арабского халифата, предпо-
лагает ее исследование как с точки зрения соотношения в ней мирско-
го и сакрального, так и эзотерического и экзотерического. Принимая
во внимание огромную роль Шариата в мире и преобладание мирских
установок в поведении и мысли человека, необходимо отметить, что
мусульманская культура сохранила и сохраняет устойчивую связь
между представлениями о космосе и этикой. Именно это обстоятель-
ство позволило в свое время рассматривать чужеземную науку — фи-
лософию, ориентированную на античную традицию, — как неотъем-
лемую часть своей собственной культуры, а также позволяет и сегодня
оставить открытыми двери для современной европейской науки и
культуры.
Изучая соотношение эзотерического и экзотерического в контек-
сте проблемы разума и веры, следует обратить внимание на характер
их взаимодополняемости. Анализ теолого-философского уровня ре-
шения проблемы соотношения разума и установлений веры показы-
вает, что, несмотря на различия в позициях разных мыслителей, их
объединяет то, что в совокупности своей они шли в русле эзотериче-
ской традиции, связанной с приоритетом разума. Тем самым они
подготовили почву для суфийского эзотерического знания и его ин-
теллектуальной попытки гармонизировать Шариат и Тарикат в каче-
стве обоснования собственного подхода к данной проблеме. Суфизм
не рассматривал соотношение разума и веры как «саму по себе су-
щую проблему», а включил ее в общую систему соотношения уста-
новлений веры, пути и истины (шариат — тарикат — хакикат). При
этом система шариат — тарикат — хакикат организовала логическую
форму действия познающего субъекта в поиске своего собственного
абсолюта, способствуя тем самым появлению множества вариантов,
одним из которых является учение аль-Газали. Отдавая себе отчет в
том, что суфизм есть явление историческое и целостное, автор статьи
полагает, что важно его исследование с учетом архетипов собственно
суфийской культуры.