Previous Page  13 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 22 Next Page
Page Background

Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)

Гуманитарный вестник

# 12·2017 13

Он считал, что основная причина упадка мусульманской цивилиза-

ции связана с отсутствием справедливости и туры (совета), а также

несоблюдением правительственными чиновниками и бюрократией

Конституции. Особой критике он подвергал деспотизм. Аль-Туниси в

свою очередь связывал кризис мусульманской цивилизации с абсо-

лютной властью, которая, как он считал, притесняет народ и, в ко-

нечном счете, разрушает цивилизацию. Аль-Кавакаби считал, что ис-

лам не несет ответственность за деспотическое правление. Сторон-

ником парламентской системы был известный реформатор М. Абдо,

который выступал в защиту плюрализма и отождествлял понятие

шура с демократией, а иджмаа — с консенсусом, считая, что власть

правителя и судей можно рассматривать как гражданские.

Христианское направление преобладало в группе арабов-христиан,

которые получили образование в Сирийском протестантском колледже,

а затем обосновались в Египте. Наиболее важными фигурами среди

арабов-христиан, принявших участие в дискуссии по проблемам секу-

ляризма, являлись Шибли Шумайил (1850–1917), Фарах Антун (1874–

1922), Георгий Зайдан (1861–1914), Яакуб Суруф (1852–1917), Салама

Муса (1887–1958) и Никола Хаддад (1878–1954).

В целом они ориентировались на либеральные идеи Франции и

Англии XVIII–XIX вв. и полагали, что именно разум должен уста-

навливать основные принципы человеческого поведения. Из религи-

озных традиций они считали приемлемыми лишь те, которые соот-

ветствовали проведению модернизации. Ф. Антун, как и Ш. Шу-

майил, видели свою задачу в создании такого светского государства,

в котором было бы полное равенство христиан и мусульман. Они ду-

мали, что развитие науки и техники является той основой толерант-

ности, которая позволяет вытеснить религиозный фанатизм. С. Мусса

подчеркивал идею необходимости разделения сфер религии и науки,

считая, что общество не будет идти по пути прогресса до тех пор, по-

ка не будет ограничена роль религии. В целом, не проводя четкого

различия между секуляризацией и модернизацией, арабы-христиане

считали вестернизацию единственным средством модернизации.

Сторонников арабского секуляризма критиковали за идею несов-

местимости модернизации с исламом. Они отстаивали тезис о том,

что секуляризм представляет собой объявление войны исламу, его

ценностям и принципам, направленным на освобождение человече-

ства, установление справедливости и равенства, утверждая, что ис-

лам по своей природе гарантирует свободу мысли и вероисповеда-

ния. Многие современные исламские мыслители, как и мусульман-

ские реформаторы XIX в., придерживаются точки зрения, что

научные и технические достижения современной западной цивилиза-

ции можно свести к таким категориям, как знание и практика, кото-