Глобализация: единство и многообразие (опыт философского анализа)
Гуманитарный вестник
# 12·2017 13
Он считал, что основная причина упадка мусульманской цивилиза-
ции связана с отсутствием справедливости и туры (совета), а также
несоблюдением правительственными чиновниками и бюрократией
Конституции. Особой критике он подвергал деспотизм. Аль-Туниси в
свою очередь связывал кризис мусульманской цивилизации с абсо-
лютной властью, которая, как он считал, притесняет народ и, в ко-
нечном счете, разрушает цивилизацию. Аль-Кавакаби считал, что ис-
лам не несет ответственность за деспотическое правление. Сторон-
ником парламентской системы был известный реформатор М. Абдо,
который выступал в защиту плюрализма и отождествлял понятие
шура с демократией, а иджмаа — с консенсусом, считая, что власть
правителя и судей можно рассматривать как гражданские.
Христианское направление преобладало в группе арабов-христиан,
которые получили образование в Сирийском протестантском колледже,
а затем обосновались в Египте. Наиболее важными фигурами среди
арабов-христиан, принявших участие в дискуссии по проблемам секу-
ляризма, являлись Шибли Шумайил (1850–1917), Фарах Антун (1874–
1922), Георгий Зайдан (1861–1914), Яакуб Суруф (1852–1917), Салама
Муса (1887–1958) и Никола Хаддад (1878–1954).
В целом они ориентировались на либеральные идеи Франции и
Англии XVIII–XIX вв. и полагали, что именно разум должен уста-
навливать основные принципы человеческого поведения. Из религи-
озных традиций они считали приемлемыми лишь те, которые соот-
ветствовали проведению модернизации. Ф. Антун, как и Ш. Шу-
майил, видели свою задачу в создании такого светского государства,
в котором было бы полное равенство христиан и мусульман. Они ду-
мали, что развитие науки и техники является той основой толерант-
ности, которая позволяет вытеснить религиозный фанатизм. С. Мусса
подчеркивал идею необходимости разделения сфер религии и науки,
считая, что общество не будет идти по пути прогресса до тех пор, по-
ка не будет ограничена роль религии. В целом, не проводя четкого
различия между секуляризацией и модернизацией, арабы-христиане
считали вестернизацию единственным средством модернизации.
Сторонников арабского секуляризма критиковали за идею несов-
местимости модернизации с исламом. Они отстаивали тезис о том,
что секуляризм представляет собой объявление войны исламу, его
ценностям и принципам, направленным на освобождение человече-
ства, установление справедливости и равенства, утверждая, что ис-
лам по своей природе гарантирует свободу мысли и вероисповеда-
ния. Многие современные исламские мыслители, как и мусульман-
ские реформаторы XIX в., придерживаются точки зрения, что
научные и технические достижения современной западной цивилиза-
ции можно свести к таким категориям, как знание и практика, кото-